Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Цели:
1. Закрепление умения ставить знаки препинания при деепричастных оборотах и деепричастиях.
2. Закрепление умения пересказывать текст, сохраняя его лексические и синтаксические особенности.
3. Закрепление умения выразительно читать предложения с обособлением.
Ход урока
I. Орфографическая разминка - тест.
Назовите строчку, во всех словах которой пропущена буква о.
1) копировать, воображать, горевший;
2) ровесник, наклонение, печёт;
3) шов, озарённый, воротничок;
4) речонка, вымокнуть, росток.
Назовите строчку, во всех словах которой пропущена буква е.
1) сочетать, заливной, услышит;
2) расстелить, заглядение, на дуэли;
3) блестящий, увидел, преобразование;
4) прибрежный, застреленный, в течение лета.
Написать те слова, в которых ошиблись или сомневались.
II. Актуализация знаний.
1. Запишите предложение-клятву: «Записывая слова с орфограммами, я буду внимателен».
Учитель: В чём синтаксическая особенность предложения? (Оно обособлено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)
2. Опрос по § 34.
Учитель: Чем ещё могут быть выражены обособленные обстоятельства? Всегда ли обособляются деепричастные обороты? Упр. 281: карандашом поставить запятые при деепричастных оборотах.
Выразительное чтение, соблюдая интонационные признаки обособленных членов предложения.
3. Конструирование предложений.
• Упр. 282 - 1-е предложение на доске, из трёх - любое на выбор самостоятельно.
• Упр. 284 - назовите номера предложений, в которых возможна замена придаточных предложений деепричастным оборотом. (№ 1, 2, 6.) Почему нельзя в остальных? (Глаголы относятся к разным подлежащим.) Запишите изменённые предложения, графически объясните знаки препинания.
• Выборочное списывание: составьте предложения с деепричастным оборотом, выбирая правильный вариант
1) Взобравшись на крышу сарая, ...
а) мальчику хорошо виден сад, заросший травой;
б) мальчик хорошо видел сад, заросший травой.
2) Увидев приближающегося противника, ...
а) у него дух захватило;
б) он задохнулся от страха
4. Редактирование предложений. Упр. 286. В чём ошибка? Прочитайте изменённые предложения.
III. Творческая работа.
Мини-изложение
Задание: текст читается два раза; необходимо записать его, сохранив синтаксические и лексические особенности, в первую очередь обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Не забыть о запятых!
Пингвины
Они проходят перед нами, слегка помахивая коротенькими крыльями-ластами, неуклюже переваливаясь, неторопливо переставляя сильные ноги, несущие плотно сбитое туловище.
Но пингвин может и поторопиться, если ему надо.
Ляжет на брюхо и, отталкиваясь ластами-крыльями, помчится по снегу, как аэросани или вездеход. Но вот, добравшись до воды, пингвины преобразились, исчезла их неуклюжесть. Быстро работая ластами, они мчатся со скоростью до пятидесяти километров в час (правда, на короткие дистанции), ныряют на глубину до 20 метров, оставаясь иногда по 10 минут под водой.
(Ю. Дмитриев)
IV. Домашнее задание:
упр. 283, 287. Упр. 288 - карандашом.