Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Цели:
1. Дать понятие об обособлении.
2. Формирование умения видеть определения в тексте.
3. Закрепление умения ставить запятые в обособленных определениях.
4. Орфографический повтор.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Задание:
1) объясните написание подчеркнутых букв:
Солдат, рассказывающий о недавнем бое; блестящим циркулем; по аллее, усыпанной пожелтевшими листьями; по-летнему нарядившиеся дети; в постепенно затухающем пламени костра; блистающие искорки серебристо-белого инея; в только что выстроенной гостинице; не желающий ничего говорить.
2) запишите под диктовку: патроны, расстрелянные вчера; никем не потревоженные чайки; по-осеннему стелющийся туман; выкаченная из подвала бочка; расстилающиеся до горизонта равнины; в галерее, заставленной скульптурами; в неожиданно возникшем облаке; отблеск зари; изжелта-оранжевый.
Форма проверки - по усмотрению учителя. Например, назвать нескольких учеников, кому надо сдать тетради на проверку, или кто-то вызовется сам; с остальными - орфографическое чтение.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа.
Учитель: Какими членами предложения будут причастия и прилагательные? (Определением, так как отвечают на вопросы «какой? чей?».) Почему в некоторых словосочетаниях стоит запятая? (Разделяет (обособляет) причастный оборот.) Когда необходимо обособлять определение и другие второстепенные члены предложения, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
2. Изучение теоретического материала § 32.
Задание: на какие группы делятся все обособленные члены предложения, что такое обособление - составить лингвистический рассказ.
3. Анализ интонационных особенностей. Упр. 241 устно (1-я, 2-я части).
4. Анализ синтаксических конструкций. Упр. 240 - карандашом, устно объяснить. Например, в 1-м предложении обособляется определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Это причастный оборот ведущей к садам, он относится к слову дороге.
Дать домашнее задание: упр. 244, 242 или 243, объяснив, что они аналогичны данному, но надо самим определить, что обособляется, и не забыть поставить запятые или закончить предложение с обособлением.
III. Изучение нового материала.
1. Сопоставительный анализ предложений из упр. 246, 247 и частей правил на с. 147-148.
2. Упр. 246.
Задание: выразительно прочитайте предложения, найдите определения, охарактеризуйте по схеме, предложенной в задании. В теоретическом материале на с. 146, 147 найдите правило, по которому обособляются определения:
1-е предложение - пункт № 2;
2-е предложение - № 2;
3-е предложение - № 1;
4-е предложение - № 2;
5-е предложение - № 1;
6-8-е предложения - № 2.
Упр. 247: 1—3-е предложения - пункт правила № 4.
Учитель: Что нового узнали об обособленных определениях? Запишите предложения 2, 3, 5, 6. Так как это новый материал, графически объясните.