Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБРАЩЕНИЕ, ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ»
Цели:
1. Закрепление умения оформлять при письме данные синтаксические конструкции.
2. Орфографический повтор.
Ход уроков
Уроки организуются как зачёт. В нём 7 основных заданий. Консультанты назначаются и готовятся учителем, или выбираются учащимися, или спрашивается их мнение. Виды заданий объявляются заранее.
Задание 1 - орфографическая работа с вводными словами и близкими по значению, но не являющимися вводными
Задание 2 - различение вводных слов и омонимичных конструкций.
Задание 3 - анализ предложений со вставными конструкциями.
Задание 4 - синтаксический анализ текста («Льгов»).
Задание 5 - проверка домашнего задания.
Задание 6 - орфографический и пунктуационный анализ текста (по Лермонтову).
Задание 7 - синтаксический разбор предложения.
Учащиеся оформляют зачётный лист. На нём - имя, фамилия, 8 колонок с названием заданий, в последней - итог. Предварительно оговариваются колонки, но не форма: пусть украшают, разрисовывают, приклеивают картинки, главное - их заинтересованность. Консультант выполняет своё задание заранее и обсуждает его с учителем.
Задание 1
1-й группе (3 -4 человека) диктуются слова, которые надо разделить на два столбика: те, которые могут употребляться как вводные, и те, которые никогда не употребляются как вводные. Например, в первую колонку: разумеется, в-третьих, по-видимому, к сожалению, пожалуйста, к удивлению, по-моему, следовательно. Во вторую колонку: как будто, едва ли, вдруг, обыкновенно, вряд ли, откуда-то, неожиданно, взволнованно. Если есть необходимость дополнить или изменить набор слов, можно использовать материал на с. 127, 128, 133. Нормы оценок с консультантом обговариваются заранее, можно предложить им составить дополнительный список слов для тех, кто после прохождения всех заданий решит улучшить отметку. Это же и для других консультантов.
Задание 2
Учащиеся тянут листы с предложениями. Их задача: определить, являются ли названные слова вводными. Записать номера предложений, где эти слова вводные, по два предложения оформить со знаками препинания. Материал в методических рекомендациях, с. 55.
Задание 3
Учащиеся тянут листы с предложениями (3-4). Нужно найти границы вставных конструкций, сказать знаки препинания, два предложения оформить письменно. Материал на с. 57 методических рекомендаций.
Задание 4
Также тянут листки, но с текстами (по 2 абзаца), их надо приготовить на всех отдельные. На этих листках поставить недостающие знаки препинания в предложениях. Консультант может не указывать на ошибки, а объявить их количество (например, одна запятая лишняя, одной не хватает); если они потом самостоятельно исправлены, отметка может быть выше. Или указать номер предложения, где допущена пунктуационная ошибка. Материал на с. 59 методических рекомендаций
Задание 5
Проверка домашнего задания.
1) Лингвистический рассказ по одной из тем.
2) Упр. 238 по заданию.
Задание 6
6-7 листов с текстом, отпечатанных как перфокарта, то есть крупный шрифт и прорези на месте орфограмм. В предложениях со * объяснить знаки препинания устно. Материал на с. 60 методических рекомендаций.
Задание 7
Синтаксический разбор предложения: По мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме - красноречивое свидетельство пустоты духа и сердца.
Найдите правильный вариант разбора, объясните.
Ответ: Б.
Домашнее задание:
§ 28-31, по упражнениям проверить свою подготовку по теме.