Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
НАЗЫВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НЕПОЛНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Цели:
1. Понятие о неполном предложении.
2. Формирование умения различать назывные и неполные предложения, употреблять их в речи.
3. Формирование умения постановки знаков препинания в неполном предложении и в сложном, одна часть которого - односоставное предложение.
Ход урока
I. Пунктуационная разминка — тест.
Учитель: Одна маленькая запятая, поставленная или не поставленная, как в сказке «Двенадцать месяцев», может повлиять на судьбу. Помните классическое предложение «Казнить нельзя помиловать»? Оттого, где будет поставлена запятая, зависела жизнь человека.
А теперь представьте ситуацию: вступительные экзамены в вуз, об учёбе в котором вы мечтали. Осталось лишь написать сочинение. Вы знаете, о чём писать, но... не умеете ставить знаки препинания! Ваши мечты — напрасны!
Проверьте своё умение. Укажите номера тех предложений, в которых надо поставить запятую перед союзом и.
1) Смех и песни сливались в нестройную музыку.
2) Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.
3) Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса в саду поразили меня.
4) Ночь, и на улице нет ни огонька.
5) Взошёл месяц и расцветил весь лес.
6) Полутьма, и вспоминается что-то далёкое.
Правильный ответ: 2, 4, 6.
Учитель: В чём схожесть этих предложений? (Общая схема: [назывное], и [ ].)
Запишите их, подчеркните основы - таким образом вы объяснили графически знаки препинания. Докажите, что первая часть в этих предложениях - назывное односоставное предложение.
II. Проверка домашнего задания.
Упр. 143.
Задание: прочитайте те предложения, которые являются назывными, в том числе в составе сложных.
Чтение стихотворных строчек; слушаем тех, кто выполнил индивидуальное задание.
III. Актуализация знаний.
1. Изучение теоретического материала о неполном предложении. § 23. Что нового узнали?
2. Как эти знания будут использованы при выполнении упр. 146? (Помогут выполнить это задание.) Задание выполняется устно.
3. Устно упр. 147, 2-3 ситуации, общее обсуждение, затем выполняется письменно, напомнить о знаках препинания при неполном предложении.
IV. Комплексный анализ текста.
1. Беседа. Односоставные предложения используются в разных ситуациях. Понаблюдаем.
2. Чтение и синтаксический анализ упр. 144. Сначала про себя, потом по одному вслух, определить основы, вид, объяснить орфографию, если необходимо, пунктуацию. Задание 3 - морфемный разбор.
3. Творческое задание. Упр. 145 - или рассказ по картине, или отдельные предложения.
V. Домашнее задание.
Закончить упр. 145, индивидуальное задание - из стихотворений А. Блока, А. Пушкина, М. Лермонтова выбрать строчки с односоставными предложениями.