Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
1. Введение понятия об односоставных предложениях.
2. Формирование умения различать односоставные и двусоставные предложения-
3. Формирование умения находить, характеризовать, употреблять и правильно понимать в речи определённо-личные предложения
4. Формирование умения ставить знаки препинания в сложных предложениях, одна часть которого - определённо-личное предложение.
Оборудование, наглядность: таблица-схема «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 110. На доске - синтаксический разбор, одновременно вопросы по орфографии - самопроверка: один - читает, получает отметку. 2-3 работы проверяет учитель, остальные самостоятельно, но потом у 2-3 учеников можно взять тетради и поставить отметку за проверку. Если были ошибки, но они исправлены, то можно поставить «4», а если не исправлены, то отметка может быть неудовлетворительная.
II. Синтаксическая разминка.
Деловая игра «Я учитель»
Задание: найди ошибки.
3) Предложение «Люблю грозу в начале мая»:
а) утвердительное;
б) повествовательное;
в) восклицательное;
г) простое;
д) односоставное;
е) нераспространённое;
ж) полное.
Ошибки в следующих заданиях: 1) б, в; 2) в, е; 3) а.
Объяснить, в чём ошиблись.
III. Изучение нового материала.
1. Беседа. Почему вы решили, что предложение в задании 3) односоставное? (В нем нет подлежащего.)
2. Исследование таблицы.
Задание: в §§ 18-21 найдите названия односоставных глагольных предложений, правильно подпишите схемы в таблице.
Таблица
3. Изучение теоретического материала.
§ 18. Допишите в таблицу формы сказуемого (1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения в определенно-личных предложениях).
IV. Тренировочные упражнения.
1. Упр. 116 устно.
2. Работа с раздаточным материалом (отрывки из стихотворений А. Пушкина). Нахождение односоставных определённо-личных предложений, в некоторых случаях в составе сложных, что влияет на постановку запятой.
Учитель: Мы будем учиться видеть определённо-личные предложения.
1) Пока свободою горим.
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
2) Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельный оплот —
Где ты, гроза - символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
3) Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумные волненья.
5) Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья...
Задание: найдите определённо-личные предложения, подчеркните основы, 1-е - вместе как образец; определите, чем осложнено предложение (обращением); устно объяснить их роль в речи (выразительность).
3. Творческое задание. Упр. 118 или 120 - самостоятельно.
V. Домашнее задание:
упр. 117, 121. Вместо 117 можно предложить найти в стихотворениях А. Пушкина определённо-личные предложения (4-5 предложений со сказуемыми разных форм).