Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРИЛОЖЕНИЯ
Цели:
1. Формирование умения определять приложение и ставить дефис и кавычки
2. Формирование умения употреблять приложения в речи.
Оборудование, наглядность: таблица-схема «Главные и второстепенные члены предложения».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение упр. 85. Объяснить, как узнавали определения.
Учитель: Сегодня на уроке будем говорить о новом для вас виде определения — приложении. Но сначала - орфографическая разминка.
1. Орфографическая разминка.
Задание: укажите номер столбика, в котором все буквы соответствуют правильному написанию слов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
режи...ёр |
сс |
с |
сс |
с |
сс |
пье...а |
сс |
с |
с |
сс |
с |
коми...ия |
сс |
сс |
сс |
с |
с |
конгре... |
сс |
сс |
сс |
с |
с |
ре...урс |
сс |
сс |
с |
с |
сс |
Правильный вариант 3.
2. Пунктуационное повторение: употребите любое из этих слов в предложении по схемам, запишите.
II. Изучение нового материала.
1. Проверка синтаксической зоркости. Деловая игра «Я учитель».
Задание: найдите предложение, в котором допущена синтаксическая неточность.
Пьеса Д. И. Фонвизина «Недоросль» - первая русская комедия.
Перед нами выступал Никита Михалков, режиссёр фильма «Утомлённые солнцем».
Учитель: Предложения разобраны правильно. Во втором предложении определение, выраженное существительным, уточняет, даёт другое название, обозначает разное качество, это приложение.
2. Выборочное объяснение.
Задание: найдите приложение в словосочетании, задайте вопрос: бабочка-капустница, река Волга, дома-великаны, злодейка-лиса, вулкан-ворчун, врач-терапевт, зима-волшебница, городВолжский, озеро Эльтон, учитель Мария Ивановна, газета «Первое сентября», автомобиль «Жигули», конфеты «Комплимент».
III. Актуализация знаний.
Учитель: Обратите внимание, в некоторых приложениях стоит дефис:
а) в названии научных терминов («рак-отшельник»),
б) в названии специальностей («учёный-историк»),
в) при указании на возраст, национальность, родство («солдат-украинец», «девочка-подросток»).
Не ставится дефис в словосочетаниях типа «цветок ромашка», «гриб опёнок», «река Москва», но «Москва-река».
IV. Тренировочные упражнения.
1. Упр. 87 устно.
2. Информация на с. 55 в качестве подсказки (так как изучение знаков препинания при приложении еще впереди). Можно перечислить номера предложений, где перед приложением не будет дефиса: 1-е и 9-е.
Задание: переписать, отмечая приложения, 1-й вариант - нечётные, 2-й вариант - чётные предложения.
V. Изучение теоретического материала.
1. Анализ информации на с. 56-57.
2. Устно упр. 89, предложения 1 4, письменно остальные.
VI. Домашнее задание:
упр. 90 (задание 3), 91, § 14 познакомиться.