Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО - Урок 2
Цели:
1. Формирование умения находить в предложении сказуемое.
2. Формирование умения характеризовать сказуемое.
Оборудование, наглядность: схема «Виды сказуемых».
Ход урока
Оформление записей, постановка целей урока.
Учитель: Вспомните, о чём шла речь на прошлом уроке? (О сказуемых.) Определите, о каких сказуемых пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О составных глагольных и именных.) Поставьте перед собой цель: я научусь... .
I. Опрос, проверка домашнего задания.
Учитель: Расскажите, как найти в тексте сказуемое?
(Во-первых, найти глагол, но не инфинитив, и задать к нему вопрос - что делает? что сделает? в разных грамматических формах.)
- Какое это будет сказуемое? (Простое глагольное.)
- Что добавляется к глаголу при составном глагольном сказуемом? (Вспомогательный глагол, а смысловой глагол - в неопределённой форме.)
Задание: прочитайте предложения из упр. 59 с составным глагольным сказуемым. Их три. В предложении Он ринулся (зачем?) спасать... глагол спасать является обстоятельством, глагола ринуться нет среди перечисленных на с. 39.
II. Проверка усвоения учебного материала.
1. Прежде чем приступать к выполнению следующего задания, провести орфографическую разминку.
На доске, держатся - держаться.
Учитель: В чём разница? (В произношении (в первом слове ударение на 1-й слог, во втором - на 2-й. в грамматической форме (1-е слово - 3 лицо множественного числа, 2-е слово - инфинитив), в орфографии.) Составьте словосочетания или предложения, правильно употребив глаголы Например, Они держатся хорошо. Продолжал держаться.
2. Выборочный диктант.
Задание: запишите только подлежащее со сказуемым, охарактеризуйте их.
(1) Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н. (2) Это случилось осенью. (3) Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев. (4) Я приехал в село при закате солнца и был рад остановиться у почтового домика.
(По А. Пушкину «Станционный смотритель»)
Проверка.
III. Изучение нового материала.
1. Продолжение выборочного письма.
Задание: из предложений, записанных на доске, выделите грамматическую основу.
(1) Выше и выше уходит в звёздную синь одинокая печальная луна. (2) Невыразимо тих лес в этот час наступающей ночи. (3) Начинает оседать иней. (4) Ни шороха, ни звука. (5) Тихо в лесу. (6) Лесная хмурь скована зимним сном, зачарована голубоватым лунным светом.
Учитель: В чём сложность? (В 1-м и 3-м предложениях грамматическая основы обнаруживается легко, так как в них глагольные, простое и составное, сказуемые. В предложениях 2, 4, 5, 6- составные именные.)
2. Изучение теоретического материала. С. 41.
3. Определение грамматических основ.
Учитель: Рассмотрим 2-е предложение: лес каков? тих. Это составное именное сказуемое, в котором связка быть в нулевой форме, то есть в настоящем времени изъявительного наклонения. Именная часть - краткое прилагательное. Запомните вопрос!
4-е предложение. Может ли быть ситуация, когда в предложении нет грамматической основы? (Нет!) Какова она в 4-м предложении? (Подлежащего (то есть слова, отвечающего на вопрос кто? или что?) нет, и подставить его нельзя. Это предложение односоставное.) Ищем сказуемое. Какое это предложение - утвердительное или отрицательное? (Отрицательное) Поставьте в отрицательную форму настоящего времени глагол-связку быть - не есть или краткая форма нет она опущена Именная часть - существительное с частицей ни, то есть это предложение нераспространенное, оно состоит из двух однородных составных именных сказуемых с нулевой связкой. Можно провести аналогию с английским языком: в нём, в отличие от русского, в настоящем времени употребляется форма is или отрицательная форма - isn’t.
5-е предложение - подлежащего быть не может, сказуемое - составное именное, именная часть - наречие.
6-е предложение — определять грамматическую основу уже легко, сказуемое выражено кратким причастием, отвечает на вопрос какова?
4. Упр. 64 устно.
1) пошёл лицом в отца (фразеологизм)
2) стояла
3) смотрели, были мокрые
4) человек
5) не чувствовал себя одиноким
6) ростом был двенадцати вершков
7) решилась напомнит и подарить
8) есть условие
9) должно быть величаво
Задание: записать три любых предложения с именными частями, выраженными разными способами.
IV. Закрепление.
Упр. 68 по заданию, желательно самостоятельно, но с возможностью попросить помощи у учителя.
V. Домашнее задание.
Упр. 65 + обязательно задания комплексного анализа текста после упражнения, упр. 66 или 67 устно, на выбор.
Дополнительный дидактический материал по теме.
1. Осень
Уже светает поздно,
Холодноват рассвет,
Уже сентябрь опознан*
В желтеющей листве.
Не молят о пощаде,
Дрожа перед судьбой,
А шепчутся*: «Прощайте» -
Цветы между собой.
Семён Кирсанов
Задания:
• Выразительно прочитайте, какие признаки осени лаконично передает поэт (то есть образный ряд)?
• Какие языковые средства использованы?
• Выпишите словосочетания глагол + наречие, причастие + существительное, деепричастие + глагол. Определите вид связи.
• Разберите по составу слова со*.
• Определите виды сказуемых.
• Своя зарисовка природы.
2. Ноябрь
В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголённый, как метёлка,
Забитый грязью у посёлка,
Обутый изморозью колкой
Дрожит, свистит лозовый куст.
Задание:
• Найдите грамматические основы.
• Определите вид и способ выражения сказуемого.
• Графически объясните знаки препинания во 2-м предложении.
• Морфемный, морфологический разбор причастий.