Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Слитное и раздельное написание производных предлогов - Предлог - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: познакомить учащихся с правилами написания производных предлогов; формировать умение грамотно их писать; учить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Умение работать самостоятельно и рассчитывать своё время. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Осмысленное отношение к учебному предмету. Коммуникативные УУД. Конструктивное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.
Ход уроков
I. Синтаксическая разминка. Класс записывает предложение под диктовку, выполняет синтаксический разбор. Один ученик вызывается к доске.
Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воздух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель, хотя по-прежнему иногда дул студёный ветер.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 347. Трое учеников записывают на доске морфологический разбор разных предлогов. В это время класс объясняет условия выбора орфограмм (по цепочке).
III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 57. Дополнительно учитель сообщает, что раздельно пишутся предлоги в целях, в связи с, в силу. Написание их нужно запомнить, так как они часто употребляются в текстах официально-делового стиля — заявлениях, договорах, объяснительных записках. Сообщается также, что оборот с предлогом несмотря на обособляется запятыми. (Первые скворцы, несмотря на усталость после долгого перелёта, начали строить гнёзда.) Далее дети составляют и записывают план высказывания на тему “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 349. Комментированное письмо. Упр. 350. Устный разбор с последующим выполнением.
2. Объяснительный диктант.
■ 1) В течении шустрых ручьёв, стремящихся к сверкающей вдалеке речонке, было столько задора, столько свежей радости! 2) В течение двух недель подсохли проталинки, и только кое-где синели последние снеговые лужицы. 3) В продолжение целых дней птицы без устали носили пёрышки и соломинки, обустраивая гнёзда. 4) А потом случилось что-то наподобие борьбы: весна пошла на попятную, и к вечеру ударил мороз. 5) Вместо обживания скворешен птицы спешили укрыться вблизи человеческого жилища. 6) Соседи, встречаясь друг с другом, обсуждали капризы погоды, договаривались насчёт предстоящих субботников. (Е. Касатых)
3. “Диалоги о русском языке”. Работа в парах. Дети задают друг другу по два вопроса о написании предлогов. Диалог озвучивают несколько пар учащихся.
4. Конструирование предложений, включающих указанные сочетания слов. Несколько учащихся зачитывают составленные предложения.
1) Впоследствии выяснилось; вследствие разлива реки; в следствии по делу. 2) В продолжении рассказа говорится о; в продолжение праздника. 3) Ввиду недомогания; наш друг имел в виду.
V. Подведение итогов урока (к уроку 104). Беседа по вопросам:
— Как пишутся предлоги в сочетаниях нестись вперёд паровоза; ехать позади всех; обойти вокруг дерева?
— Слитно или раздельно пишутся предлоги наподобие, вроде, вместо?
— Слитно или раздельно пишутся предлоги по причине, в целях, в связи?
— Как пишутся предлоги в течение, в продолжение, в заключение?
VI. Самостоятельная работа.
Вариант 1.
1. В каких рядах употреблены только производные предлоги?
а) спешить навстречу другу; оглядеться вокруг; стоять сбоку стола
б) ходить около дома; во избежание конфликта; в связи с ремонтом
в) благодаря находчивости; вернуться через час; отвечать перед классом
г) стоять позади кресла; ввиду предстоящего зачёта; сделать наперекор всему
2. Какие предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду скорого отъезда
б) иметь (в)виду
в) что-то (на)подобие беседки
г) нечто (в)роде клумбы
3. Какие предлоги пишутся раздельно?
а) узнать (во)время похода
б) сдать книгу (во)время
в) (в)следствие неудачи
г) (в)течение целого месяца
4. Спишите предложение правильно. Выполните морфологический разбор предлога в силу.
Муж..ство это добр..детель (в)силу которой люди сов..ршают пр..крас..ные дела находясь в опас..ности. (Аристотель)
5. Составьте предложения, используя указанные слова.
1) Благодаря (предлог); благодаря (деепричастие).
2) Вместо (предлог); в место (существительное с предлогом в).
Вариант 2.
1. В каких рядах употреблены только непроизводные предлоги?
а) перепрыгнуть через лужу; плыть по морю; договориться по-хорошему
б) в заключение беседы; в конце спектакля; из-под листвы
в) показано в продолжении фильма; по умному взгляду; из-за желания всё успеть
г) шёл, не смотря ни на кого; вернуться через неделю; на середине реки
2. Какие предлоги пишутся слитно?
а) нечто (на)подобие супа
б) (в)заключение экскурсии
в) (в)течение всей весны
г) выспаться (на)кануне экзамена
3. Какие предлоги пишутся раздельно?
а) (в)целях развития
б) (в)продолжение выступления
в) (со)стороны докладчика
г) (в)место предисловия
4. Спишите предложение правильно. Выполните морфологический разбор предлога ввиду.
Важнейшим условием повышающим работу пам..ти является ..доровое состояние нервов, (в)виду чего (не) обходимы физические упраж..нения. (К. Ушинский)
5. Составьте предложения, используя указанные слова.
1) Несмотря на (предлог); не смотря (деепричастие).
2) Наподобие (предлог); на подобие (существительное с предлогом на).
VII. Домашнее задание. Урок 104. § 57. Упр. 351. Урок 105. Упр. 353 (сочинение о наступлении весны).