Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Простые и составные предлоги - Предлог - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление о простых и составных предлогах; приступить к формированию умения грамотно писать производные предлоги; учить видеть простые и составные предлоги в тексте.
Личностные УУД. Умение оценивать труд другого человека. Познавательные УУД. Анализ явлений. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Инициативное сотрудничество в решении учебной задачи.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Диктант с последующей взаимопроверкой.
Мороженое с шоколадом и орехами; идти навстречу бегущему; узнать насчёт собрания; рассматривать картинки в альбоме; вместо обещанных сладостей; на встречу с писателем; нечто вроде снежинки; несмотря на неудачу; не смотря в журнал.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 343 (по цепочке).
III. Освоение нового материала. Беседа по вопросам:
— Какие предлоги, записанные в орфографическом диктанте, состоят из одного слова? (С, навстречу, насчёт, в, вместо, на, вроде.)
— Какой предлог состоит из двух слов? (Несмотря на.)
Далее учитель сообщает, что в первом случае были названы простые предлоги, состоящие из одного слова, а во втором — составные, состоящие из двух и более слов.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся получают задание найти в тексте предлоги, назвать их, определить, к простым или составным относится тот или иной предлог.
■ Барсук — зверь очень осторожный. Прежде чем выйти из норы, он осторожно выглядывает, прислушивается, принюхивается. В связи с пугливостью барсука увидеть неочень-то просто. Сам барсук мирный и ни на кого не нападает. В продолжение зимы он спит. Правда, спит барсук не крепко. Иногда во время оттепелей барсук просыпается и выходит из норы. Несмотря на неуклюжесть, барсуки ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, вредных лесу насекомых. О маленьких барсучатах в течение зимних месяцев заботятся родители, а уже весной они начинают самостоятельную жизнь. (По материалам “Детской энциклопедии от А до Я”)
2. Работа с учебником. Упр. 314. Комментированное письмо.
V. Подведение итогов урока. Тестовые задания.
1. В каком предложении употреблён составной предлог?
а) (В)течении воды есть что-то успокаивающее.
б) Вглядываясь (в)течение реки, можно заметить мелкую рыбёшку.
в) (В)течении его жизни, размеренном, неторопливом, изредка проблёскивали маленькие радости.
г) (В)течение купального сезона мы каждый день отправлялись на реку.
2. В каком предложении употреблён составной предлог?
а) (Не)смотря в книгу, он быстро решил задачу.
б) (Не)смотря на дома, людей, проезжающие машины, девочка шла домой.
в) Многие люди говорят, (не)смотря на своего собеседника.
г) (Не)смотря на скромную успеваемость, он был талантлив и интересен окружающим.
VI. Домашнее задание. § 55. Упр. 345.