Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Употребление предлогов - Предлог - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: познакомить с однозначными и многозначными предлогами; совершенствовать навык употребления в нужном падеже существительных с предлогом; развивать культуру речи учащихся.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим. Познавательные УУД. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Орфографическая разминка. Учащиеся записывают сочетания слов под диктовку, повторяют написание падежных окончаний существительных.
Прочитал в повести; о сложном предложении; подошёл к площади; на детской площадке; в серебристом инее; около дороги; изготавливают для армии; возле галереи; подумал об урожае; подъехал к даче.
II. Проверка домашнего задания.
1. Упр. 329. Дети называют слова с пропущенными буквами, объясняют условия выбора орфограмм (по цепочке). Педагог обращает внимание на словарные слова, употреблённые в упражнении.
* Резиденция — место постоянного пребывания правительства или главы государства, а также лиц, занимающих крупный административный пост.
2. Фронтальный опрос:
— Какая часть речи называется предлогом? Назовите известные вам разряды предлогов по значению. (Временные, причинные, пространственные, целевые.)
— Приведите пример словосочетаний с временными предлогами. (Уехать на неделю; забежать на часок; вернуться под вечер; закончить к субботе.)
— Приведите примеры словосочетаний с пространственными предлогами. (Отправиться на Кавказ; уехать в отпуск; подойти к дому; выйти из комнаты; выглядывать из-за двери.)
— Может ли один и тот же предлог выражать разные значения? (Да.)
III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 53.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 331. Устное выполнение. Упр. 332. Комментированное письмо. Дополнительное задание: придумать и записать три предложения с однородными членами, используя слова по окончании, по прибытии, по возвращении. Упр. 334. Комментированное письмо.
2. Задание на нахождение грамматических ошибок. Дети исправляют ошибки, записывают правильный вариант.
1) Многие люди любят поговорить за жизнь. 2) Сестра уже вернулась с магазина. 3) Водитель напомнил оплачивать за проезд. 4) Сегодня будет шесть уроков согласно расписания.
В качестве вывода учитель суммирует наблюдения. Глагол поговорить употребляется с предлогом о: поговорить (о чём?) о прошлом. Предлог из восходит к значению слова изнутри. Поэтому следует говорить вернулась из магазина (из школы, из театра). Предлог с имеет более общее значение: вернулась с юга, приехали с Кавказа. Говорится оплатить (что?) проезд, но заплатить (за что?) за проезд. Слова благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор употребляются с существительными и местоимениями в форме дательного падежа.
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? (Предлоги никогда не употребляются с глаголами, они служат для уточнения отношений существительных с другими частями речи: гость из Франции, учащийся в школе, читать о растениях.)
— Для чего нужны предлоги в русском языке? (Они служат для связи слов в словосочетании и предложении; помогают передать разные по значению отношения между словами — временные, пространственные и т. д.)
VI. Домашнее задание. § 53. Упр. 335, 336.