Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: познакомить с правописанием приставок не- и ни- в отрицательных наречиях; учить грамотно писать наречия с приставками не- и ни-; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Выделение нужной информации. Коммуникативные УУД. Формирование уважительного отношения к говорящему.
Ход урока
I. Словарный диктант. Ученики записывают под диктовку словарные слова из § 34—38.
II. Проверка домашнего задания. Упр. 248 (отвечает один человек).
III. Освоение нового материала. Знакомство с § 39.
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 250. Комментированное письмо. Дополнительно учащиеся записывают слова из рамки. Учитель обращает внимание на слово нимало, которое имеет омофон (одинаково слышится) немало. Разница в значении слов: нимало — нисколько, ничуть; немало — много. Дети составляют и записывают предложения с этими словами. Упр. 251. Выполняется учениками под руководством учителя, дополнительно производится синтаксический разбор указанного предложения.
2. Объяснительный диктант. Ученики по очереди выходят к доске, записывают по 2—3 сочетания, объясняют написание не и ни в словах разных частей речи.
Негде отдохнуть; никогда не забуду; не у кого просить; ни у кого просить не буду; никуда ходить не надо; некуда пойти; ни рыбёшки не поймал; не знал ни правил, ни формул; не мог не слышать крик; не вырастил ни зёрнышка; желаю тебе ни пуха ни пера; нисколько не смущаясь; появился ниоткуда; никакими уговорами; не был нигде; не работал ни на кого; несколько великоват.
V. Тестовые задания.
1. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) поступил (не)умно
б) вернулся (не)рано, а поздно
в) (не)по-зимнему одет
г) (не)умолчно работает станок
2. В каких вариантах не- с наречиями пишется слитно?
а) вовсе (не)трудно
б) совсем (не)лепо
в) ничуть (не)трудно
г) очень (не)легко
3. В каких вариантах не- с наречиями пишется раздельно?
а) делать (не)аккуратно, зато быстро
б) делать (не)аккуратно, а то так, то сяк
в) делать (не)быстро
г) делать (не)быстро, а понемногу
4. В каких вариантах в наречиях пишется ни-?
а) н..где не видели
б) н..когда не обманывай себя
в) н..когда он был известен
г) уйти в н..куда
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— В чём сходство написания наречий с приставками не- и ни- и местоимений с такими же приставками? (Под ударением в приставке пишется е, без ударения пишется и.) Приведите примеры наречий с приставкой не-. Приведите примеры местоимений с приставкой не-.
VI. Домашнее задание. § 39. Упр. 254. Запомнить написание словарных слов.