Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Степени сравнения наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: дать представление о степенях сравнения наречий; соотнести степени сравнения наречий с подобным лингвистическим явлением у прилагательных; учиться видеть в тексте наречия в сравнительной степени.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Установление диалога культур. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Упр. 230 (по цепочке). Фронтальный опрос:
— Какие разряды наречий вам известны?
— К какому разряду относятся наречия спокойно, в насмешку, изредка, вдалеке, удивительно, смолоду?
— Приведите примеры местоименных наречий.
— Какими членами предложения являются наречия?
Некоторые ученики получают дополнительные задания, зачитывают выписанные пословицы и афоризмы, включающие наречия разных разрядов, определяют разряды наречий.
II. Освоение нового материала.
1. Беседа по вопросам по прочтении § 36:
— Какие наречия могут образовывать степени сравнения?
— Как образуется простая сравнительная степень наречий?
— Как образуется превосходная степень сравнения наречий?
2. Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся записывают в тетради два предложения, под руководством учителя подчёркивают члены предложения. Учитель обращает внимание на правильное произношение и форму слова красивее.
3. Слово учителя. В первом предложении слово красивее обозначает признак предмета, потому что относится к существительному платье, отвечает на вопрос каково? (платье каково? красивее). Начальная форма слова — красивый. Оно изменяется по падежам (красивое платье, красивого платья), по числам (платье красивое, платья красивые) и по родам (платье красивое, костюм красивый). В предложении является сказуемым. Следовательно, это слово — имя прилагательное, употреблённое в простой сравнительной степени.
Во втором предложении слово красивее обозначает признак действия, потому что относится к глаголу танцует, отвечает на вопрос как? (танцует как? красивее). Начальная форма слова — красиво. Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством. Следовательно, это наречие, употреблённое в простой сравнительной степени.
III. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с текстом. Ученики находят в тексте наречия и прилагательные в сравнительной степени. Выписывают указанные прилагательные и наречия вместе со словами, к которым они относятся, указывая также и задаваемый вопрос.
Ветер и солнце
Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий завернулся в свой плащ. Ветер задул ещё порывистее. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхнюю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся совсем и выкупался в реке. (А. М. Пешковский)
■ Дополнительный вопрос:
— Какая из выписанных синтаксических конструкций не является словосочетанием? (Кто из них сильней — это подлежащее и сказуемое, словосочетанием не является.)
2. Распределительный диктант. Записываются в разные колонки сочетания, содержащие наречия в сравнительной степени, и сочетания с прилагательными в сравнительной степени. Один ученик работает на доске.
Бульон был вкуснее; приготовить вкуснее; день становился короче; это платье короче; говорить короче; он казался всех выше и стройнее; спортсмен делался выносливее.
Учителю следует обратить внимание учеников, что после глаголов делаться, являться, становиться, казаться следуют прилагательные в сравнительной степени, входящие в состав сказуемого.
3. Работа с учебником. Упр. 235. Ученики читают текст; определяют его тему; выписывают словосочетания с наречиями. Затем под руководством учителя составляется план, который может выглядеть так:
1) Старинный праздник Сабантуй.
2) Подготовка к празднику.
3) День торжества: а) официальное открытие; б) развлекательная часть.
4) Наиболее интересная часть празднования: а) национальная борьба; б) шуточные состязания.
В заключение задаётся вопрос:
— Вспомнились ли вам русские национальные праздники, похожие на Сабантуй? (Масленица, Рождественские Святки.)
IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Как различить прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Нужно определить синтаксическую роль в предложении и найти слово, к которому относится проблемное слово. Если относится к существительному и является сказуемым, то это прилагательное. Если относится к глаголу и является второстепенным членом, например обстоятельством, то это наречие.)
— Для чего нужно уметь различать в предложении прилагательные и наречия в сравнительной степени? (Чтобы правильно определять их синтаксическую роль.)
V. Домашнее задание. § 36. Упр. 236. Дополнительно: подготовить сообщение о русских национальных праздниках. Рекомендуется пользоваться записанным в тетради планом, где указана логика сообщения: истоки праздника, подготовка, празднование, самое интересное из происходящего.