Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Наречие как часть речи - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Результаты обучения. Личностные. Осознание роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и нравственных качеств личности. Расширение словарного запаса. Метапредметные. Понимание информации устного и письменного сообщения. Овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни (ведение дневника). Предметные. Опознавание и анализ наречий. Осознание роли наречий в тексте. Употребление наречий в речи. Знакомство с жанрами дневниковой записи, отзыва, доклада и создание сочинений в этом жанре.
Цели: дать представление о наречии как части речи; учить отличать наречия от других частей речи; пронаблюдать роль наречий в тексте.
Личностные УУД. Укрепление нравственных и эстетических основ личности. Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 34.
II. Активизация и закрепление изученного.
1. Наблюдение над лингвистическим материалом. Учащиеся читают текст, называют наречия, отвечают на вопрос:
— В каких ситуациях речи уместно употребление наречий? (Указание направления, расположения в пространстве; временных отрезков; обозначение степени явления; характеристика действия и признака.)
■ Кабинет в ялтинском доме Чехова был небольшой, скромный. Напротив входной двери было большое квадратное окно. Слева располагался письменный стол, а за ним маленькая ниша, освещённая сверху, из-под потолка, крошечным оконцем. В нише — турецкий диван. Коричневый кафельный камин находился у стены справа. Наверху, в его облицовке, оставлено небольшое, не заделанное плиткой местечко, и в нём небрежно, но мило написано красками вечернее поле с уходящими вдаль стогами — это работа Левитана. (А. Куприн)
2. Работа с учебником. Упр. 219. Комментированное письмо. Упр. 222. Разбирают устно; выписывают словосочетания с наречиями; вспоминают пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
III. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам и заданиям:
— Дайте определение наречия как части речи.
— Какие неизменяемые самостоятельные части речи, кроме наречий, вам известны?
— А. С. Пушкин писал о том, что наречия “живописуют глагол”. Объясните, как вы понимаете это высказывание.
IV. Домашнее задание. § 34. Упр. 221.