Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Деепричастия совершенного и несовершенного вида - Деепричастие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: углубить знания о деепричастиях совершенного и несовершенного вида; учить их различать; совершенствовать навыки грамотного письма.
Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ понятия. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу. Постановка вопросов.
Ход уроков
I. Синтаксическая пятиминутка. Ученики записывают предложения, расставляя знаки препинания, и выполняют их синтаксический разбор (по вариантам).
Вариант 1. Пре..чувствуя (не)приятную встречу ворча и огляд..ваясь Каштанка вошла в маленькую комнату и в страхе п..пятилась назад. (А. Чехов)
Вариант 2. Ск..льзнув к третьему этажу Маргарита загл..нула в крайнее окно завеше..ное лёгонькой тёмной шторкой. (М. Булгаков)
II. Проверка домашнего задания. Упр. 195. Форма работы — “Диалоги на лингвистическую тему”. Учащиеся задают вопросы о непонятном и сомнительном написании слов из текста упражнения. Отвечают одноклассники.
III. Освоение нового материала. Наблюдение над лингвистическим материалом. Школьники задают вопросы от глаголов к деепричастиям, по вопросу определяют вид деепричастий. Устанавливают, какие суффиксы участвуют в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. Записывают деепричастия, выделяют суффиксы.
1) Зеленоватые волны, взбегая на жёлтый песок, сбрасывали на него белую пену. 2) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя на море. 3) Артём стоит, прислонясь к дереву, закинув руки назад, голову вверх и закрыв глаза. (М. Горький)
IV. Активизация и закрепление изученного.
1. Работа с учебником. Упр. 196. Устно. Упр. 201. Комментированное письмо. Упр. 199. Самостоятельное выполнение. Упр. 203. Разбор с последующей записью.
2. Словарная работа. Выписывают слова в рамках из § 31—32. Составляют предложения, осложнённые деепричастными оборотами.
* Галерея — 1. Длинный узкий крытый проход, соединяющий две отдельные части здания. 2. Верхний ярус в театре, цирке. 3. Помещение, художественный музей, в котором размещены для обозрения произведения искусства.
* Комбинация — 1. Сочетание, соединение чего-либо. 2. Сложный замысел, целый ряд ухищрений для достижения какой- либо цели.
V. Тестовые задания.
1. Укажите варианты, в которых все деепричастия совершенного вида.
а) спрыгнув с велосипеда; заметя недочёт; войдя в здание
б) с удовольствием отметив; вышел, сильно нахмурясь; нахмурившийся ребёнок
в) написав сочинение; утомился, потрудившись на славу; прочтя письмо
2. Укажите варианты, в которых все деепричастия несовершенного вида.
а) прибавляя радости; слишком преувеличивая; приехать издалека
б) будучи человеком умным; являясь директором; умываясь с удовольствием
в) сворачивая деятельность; напевая от удовольствия; заметя вдали
VI. Домашнее задание. Урок 55. § 31, 32. Упр. 198. Урок 56. Упр. 206. Дополнительно: выучить словарные слова. К уроку по развитию речи подготовить сообщения о выдающихся спортсменах (например, о Льве Яшине и Людмиле Турищевой).