Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учить различать краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные; учить грамотно писать н и нн в суффиксах кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных; систематизировать знания о написании н и нн в разных частях речи.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход уроков

I. Лингвистическая разминка. Учитель сообщает, что для усвоения нового материала нужно уметь различать причастия и отглагольные прилагательные. Учащиеся отвечают на вопросы:

— Как отличить отглагольное прилагательное от причастия? (Отглагольное прилагательное образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида, не имеет при себе зависимых слов.)

— Как определить принадлежность прилагательного, причастия к полной или краткой форме? (Полная и краткая формы определяются по характеру окончания. Если окончание состоит из двух и более букв, то такая форма считается полной. Если прилагательное имеет окончание, состоящее из одной буквы, или нулевое окончание, то такая форма считается краткой.)

Учащиеся записывают слова, употреблённые в полной и краткой формах, определяют, к каким частям речи они относятся, выделяют окончания. В процессе выполнения вспоминают, что среди причастий только страдательные имеют краткую форму.

Талантливый артист; человек весел; хорош гусь; сваренный в с..ропе; стриже..ный пудель; изображение перевёрнуто; пылающий костёр; сделано на совесть.

II. Проверка домашнего задания. Упр. 139 (выборочное чтение).

Фронтальный опрос:

— От чего зависит написание н и нн в суффиксах прилагательных?

— Назовите условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий.

— Сколько н пишется в суффиксах отглагольных прилагательных?

III. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 24. Дополнительно учитель отмечает, что если слово с изучаемой орфограммой стоит в краткой форме и имеет при себе зависимое слово, то это причастие, в котором пишется одна н. Краткие прилагательные, в которых пишется нн, чаще всего называют эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.

IV. Активизация и закрепление изученного.

1. Словарный диктант. Ученики выходят к доске по очереди, записывают по 2—3 словосочетания, обозначают условия выбора орфограмм.

Море взволновано; девушка взволнованна; экспедиция организована; пыль рассеяна в воздухе; девушка грустна, рассеянна; встреча устроена; территория благоустроенна; аудитория умна, начитанна; дети капризны, избалованны; начитана на диктофон; избалованы вниманием; погода ветрена; она ветренна, несобранна.

2. Работа с учебником. Упр. 142, 143. Комментированное письмо. Упр. 148. Устно; записывают составленные предложения. Упр. 149. Выполняют самостоятельно с последующей проверкой.

V. Самостоятельная работа. Ученики получают задание списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить написание н и нн в прилагательных и причастиях.

■ Никита оделся и пош..л по дли..ному к..ридору, где тепло и уютно пахло печами. Налево от этого к..ридора на южной стороне дома были расположе..ны зимние комнаты, натопленные и жилые. Направо, с северной стороны, было пять летних, почти немеблированных комнат. Здесь огромные изразцовые печи протапливались раз в неделю хрустальные люстры висели окута..ные марлей.

Никита с трудом приоткрыл дубовую двустворчатую дверь с коваными ручками и на ц..почках пош..л по пустым комнатам. Сквозь полукруглые окна был виден сад завале..ный снегом. Деревья стояли неподвижно. Заросли с..рени с двух сторон балко..ной лестниц.. пр..гнулись под снежными одеждами. (По А. Н. Толстому)

VI. Тестовые задания.

1. К какой части речи относятся выделенные в предложениях слова?

а) Незнакомец оказался раненным в ногу.

б) Масляные краски быстро заканчивались, и нужно было покупать новые.

в) Замасленные олифой руки оттирались только песком.

г) На тарелке красовалась стопка румяных масленых блинов.

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна буква н?

а) карти..ная галерея, карма..ный календарь, кожа..ный ремень, улица украше..на

б) тополи..ный пух, безветре..ный день, серебря..ное блюдо, картина написа..на

в) серебря..ная пряжка, сви..ная тушёнка, ветре..ный день, страница исписа..на

г) дли..ный путь, кожа..ный портфель, комната укра- ше..на

3. В каком ряду на месте всех пропусков должны быть две буквы н?

а) кова..ный сундук, выполне..ная работа, соломе..ная сторожка, стари..ная вещь

б) ране..ный в плечо, решё..ная задача, оловя..ный солдатик, девочка организова..на

в) прочита..на утром, ране..ная птица, серебря..ный звон, лу..ная ночь

г) плетё..ная корзина, нежда..ный праздник, выполне..ное обещание, выкова..ное изделие

VII. Домашнее задание. Урок 35. § 24. Упр. 144. Урок 36. Написать сочинение-убеждение (упр. 145) “Уважайте самих себя!”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]