Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Текст - Тексты и стили
Цели: актуализировать знания учеников о тексте как лингвистическом явлении; вспомнить типы речи; учить выполнять целостный анализ текста.
Личностные УУД. Нравственное самоопределение личности. Познавательные УУД. Выделение информации. Построение речевого высказывания. Осознанное отношение к учебному материалу. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока. Учитель сообщает, что умение анализировать текст, понимать его художественный смысл и видеть языковые единицы, формирующие этот смысл, — необходимое условие для правильного восприятия текста и его интерпретации, для успешного написания сочинений и выполнения части заданий на ГИА и ЕГЭ.
II. Повторение сведений о тексте. Учитель просит учащихся дать определение ряду терминов: текст, тема, основная мысль, композиция, микротема. Учащиеся также отвечают на вопросы о том, какие бывают единицы текста, средства связи, типы речи.
III. Целостный анализ текста. Учащиеся читают текст и формулируют вопросы по прочитанному. Каждый вопрос озвучивается, и класс отвечает на него. Учитель задаёт дополнительные вопросы из предлагаемого ниже списка. Затем дети просматривают образец анализа и выполняют задание.
■ Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не со слезами, а с напутствием “со щитом или на щите”, и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. Умер — но молча!
Был грех: я даже врал сверстникам, что Леонидом меня назвали не просто так, а в честь славного царя, который с горсткой воинов остановил в Фермопильском ущелье многотысячную армаду персов. Значительно позже я задал себе один очень трезвый вопрос: почему же история Спарты была такой бедной — войны да восстания рабов? Почему государство, где основной доблестью* считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?
Постепенно я понял: всё было закономерно. Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности. С бюрократической** планомерностью в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу***, линейке и перу. Тех, для кого выжить означало бы — изобрести.
Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях. (По Л. Жуховицкому)
* Доблесть — отвага, мужество, геройство.
** Бюрократия (прил. к бюрократический) — система управления в государственных структурах, при которой государственная власть осуществляется через чиновников, защищающих собственные интересы, а не интересы народа.
*** Резец — инструмент с лезвием для резания чего-либо (например, резец скульптора).
Образец целостного анализа текста
Тему текста Леонида Ароновича Жуховицкого можно определить так: древняя Спарта и отношение автора к жителям этого государства. С точки зрения функционально-смыслового типа текст представляет собой рассуждение с элементами повествования и описания. Автор размышляет о причинах гибели страны, в которой процветал культ физической силы, выносливости, мужественности. Повествование ведётся от первого лица. По ходу рассуждения авторская оценка Спарты изменяется. За счёт этого происходит развитие темы.
Восхищение суровой романтикой — так можно озаглавить первую часть. В ней описаны удивительные по своей беспощадности обычаи Спарты. В то же время автору глубоко симпатичны эти люди, их ценности и поступки. Первую часть завершает короткое восклицательное предложение. Оно передаёт высшую степень преклонения автора перед большими и маленькими спартанцами. Важные вопросы — вот микротема второй части. Слово почему повторяется в каждом вопросительном высказывании. Автор неравнодушен к проблеме и настойчиво приглашает читателей к размышлению над загадкой истории: почему погибла Спарта? О её крахе вследствие бездарности правления говорится в третьей части. Названы причины, по которым государство воинов и борцов оказалось нежизнеспособным.
Образ Спарты является в тексте ключевым. В основе его лежит приём контраста. Сначала Спарта обрисовывается с помощью эпитетов суровая и гордая, удивительная, славный(царь). Эмоционально окрашенные имена прилагательные создают впечатление торжественности и величия. Во второй и третьей частях в характеристике древнего государства на первый план выступают сочетания бедная история, бюрократическая планомерность, убивали гениев. Происходит смена оценок исторического явления. Спарта стремилась стать сильнейшим государством и подчинила этой цели всю жизнь народа, но вместо этого погибла. Для автора это противоречие становится очевидным. Не случайно многие предложения построены на противопоставлении. Стойкость — не сумело выстоять; готовили к борьбе — потерпели поражение; слабосильные и нестандартные — мощь разума и сила духа. Автор находит объяснение трагической судьбы воинственного народа: Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.
Таким образом, художественный смысл данного текста заключается в утверждении мысли о том, что настоящая сила кроется в сочетании мужества и сочувствия, доблести и уступки, типичного и удивительного. Попытка подменить жизнь иллюзией безграничной силы оказалась безуспешной. И урок, который преподнесла человечеству история, — горький.
Вопросы:
1. Какова тема текста? За счёт чего происходит её развитие?
2. К какому функционально-смысловому типу относится текст? От чьего лица ведётся повествование?
3. Какова композиция рассказа? Как можно определить микротемы? Как они взаимосвязаны?
4. Каков ключевой образ? Почему он создан именно так? Как его оценивает повествователь?
5. В чём художественный смысл текста?
Ученики получают задание выписать слова и сочетания аналитического характера, которые направляют ход мыслей и используются при разборе любого текста. (Выделены в образце.)
IV. Домашнее задание. Упр. 47. Или сделать целостный анализ текста, предложенного учителем.