Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Сочинение по картине И. И. Бродского Летний сад осенью (письмо о впечатлениях) - Повторение изученного в 5-6 классах
Цели: совершенствовать умение описывать пейзаж, изображённый на картине; вспомнить особенности письма как жанра письменной речи; учить работать с опорной схемой 1 “Описание пейзажа, изображённого на картине”.
Личностные УУД. Воспитание эстетического видения мира. Познавательные УУД. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД. Умение точно и ясно выражать свои мысли.
Ход урока
I. Работа с текстом. Ученики его читают, отвечают на вопросы.
■ Приветствую тебя, Даниил, из прекрасного города Санкт- Петербурга! Нахожусь сейчас в интернет-кафе и пишу тебе о недавних впечатлениях.
Я посетил музей художника Исаака Бродского, пейзажиста и портретиста. Он окончил с отличием Одесское художественное училище. В девятнадцать лет был принят без экзаменов в Петербургскую академию художеств. Полотна Бродского известны во всём мире. С одной из картин живописца, написанной под впечатлением от боя быков в Испании, произошла необычная история. Огромный холст “Бой быков” был украден прямо с выставки. Через несколько лет автор выкупил эту картину для своей коллекции. Даю ссылку на видеоролик, где показаны музейные залы. Знаю, что тебе будет любопытно! http://nimruh.ru/musbrod/
А я продолжаю своё путешествие и отправляюсь в Летний сад. Этот парк — настоящий музей под открытым небом. Он был основан Петром Первым. Сначала Летний сад можно было посетить лишь по приглашению самого царя. Позднее туда стали пускать разную “прилично одетую” публику. В Летнем саду ожидаю увидеть прямые аллеи, великолепные статуи, беседки и “пышное природы увяданье”, соответствующее времени года.
Об интересном обязательно напишу. Жму руку. Твой “друг бесценный”, Константин. (Е. Касатых)
— Какому жанру принадлежит текст? Какова его коммуникативная установка?
— Какова композиция?
— Приведите примеры слов речевого этикета, свойственных жанру письма.
— Что представляют собой фразы, заключённые в кавычки?
Рекомендации учителю. Необходимо назвать особенности жанра, которые записываются в тетрадь. Говорится о том, что личное письмо адресовано конкретному человеку (есть обращение, учёт личных интересов адресата), в письме соблюдается речевой этикет (есть слова приветствия и прощания). Анализируется композиция письма: оно начинается с обращения и вступления, подводящего к основному повествованию. Во вступлении поясняется, какие обстоятельства побудили автора написать письмо. В основной части излагается то, о чём автору важно рассказать. Письмо заканчивается прощанием. Константин делится впечатлениями, рассказывает о недавних событиях, стараясь заинтересовать адресата.
II. Свободный диктант. Ученики слушают текст. Выполняют задания.
Задание 1 (общее). Определите тему и основную мысль текста. Докажите, что прочитан текст-описание (а не повествование, не рассуждение).
Задание 2а (для девочек). Обратите внимание на определения, передающие красоту пейзажа. Постарайтесь запомнить, к какому существительному они относятся.
Задание 2б (для мальчиков). Обратите внимание на глаголы. Постарайтесь запомнить, к какому существительному они относятся. (Подчеркнуть, что глаголы тоже участвуют в создании образа осенней природы.)
■ Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Кажется, что неизвестный художник позолотил заросли осиновых кустов. От них тянутся длинные причудливые тени. Прозрачные облака покрывают нежно-голубое небо. На горизонте виднеется багряный румянец заката. Мягкий и нежный ветерок едва тревожит воздух. Огромное солнце опускается за горизонт, и вот уже на востоке появилась одинокая белёсая звёздочка. (По Н. Г. Ткаченко)
В целях обеспечения активного темпа урока и акцентирования внимания на образных средствах на доске (или в распечатках) записана последовательность изображения объектов пейзажа, опорный лексический каркас (лучше сделать это в столбик).
Лучи солнца, осиновые кусты, тени, небо и облака, закат, ветерок, солнце, звёздочка.
Дети произносят то, что запомнили. Потом это сверяется с открывшейся записью на доске:
2а Сентябрьское солнце; длинные причудливые тени; прозрачные облака; нежно-голубое небо; багряный* румянец заката; мягкий и нежный ветерок; огромное солнце; одинокая белёсая** звёздочка.
2б Лучи пронизывают; художник позолотил; тени тянутся; облака покрывают; румянец виднеется; ветерок тревожит; солнце опускается; звёздочка появилась.
* Багряный — густо-красный, багровый.
** Белёсый — беловатый, тускло-белый.
Текст читается второй раз, воспроизводится письменно с опорой на лексический каркас.
III. Знакомство с опорной схемой 1 “Описание пейзажа, изображённого на картине”. Ученики читают схему, выполняют задание и отвечают на вопросы:
— В чём поможет опорная схема при анализе картины и написании сочинения?
— Из скольких частей состоит сочинение-описание пейзажа?
— Назовите синонимы к словам художник и картина, помогающие избежать повторов.
— Встретились ли в схеме слова, значение которых непонятно?
IV. Обсуждение пейзажа “Летний сад осенью”. В начале этого этапа учитель предлагает пофантазировать, где учащиеся могли увидеть пейзаж Бродского, о котором впоследствии будет написано письмо. (На художественной выставке; обратил внимание на репродукцию в книге; случайно нашёл в Интернете и решил рассмотреть.) Обращаем внимание учеников, что в будущем письме после слов приветствия можно рассказать об обстоятельствах знакомства с картиной. Основная часть письма представляет собой описание изображённого пейзажа.
Беседа по вопросам и заданиям:
— Может ли кто-то поделиться первым впечатлением? (Дети озвучивают свои варианты и пробуют чётко сформулировать мысль, опираясь на один из вариантов высказываний, предложенных в схеме.)
— Что изображено на картине? Какова тема? Какую мысль художник выразил средствами живописи? (На картине изображён уголок Летнего сада, широкая аллея, по бокам её посажены деревья. На полотне Бродский передаёт восхищение, любование осенью; радостное, приподнятое настроение осеннего светлого вечера; утверждает мысль о том, что осень — прекрасная пора, когда природа предстаёт в удивительном по красоте убранстве.)
— Обратим внимание на цветовую гамму пейзажа. Как с помощью цвета художник передаёт настроение? Отвечая на вопрос, дети пытаются чётко сформулировать высказывание, опираясь на конструкции из схемы.
(Палитра пейзажа приглушённая, осенняя; создаёт настроение светлое, радостное; ощущение осеннего праздника, чуть грустного от того, что на смену золотой осени придёт осень хмурая, слякотная; “прощальная краса” сменится “унылой” предзимней порой.)
— Рассмотрим подробно, что и как изображено на картине. Для удобства будем записывать материал в виде таблицы.
Аллея, деревья |
Небо |
Беседка |
Люди |
— Какими художник увидел осенние деревья, кроны, листву? Как выглядят стволы деревьев? Можно ли назвать палитру типично осенней? Какие это цвета? (Кроны деревьев жёлтые, охристые* и дымчатые.) Отметим, что около беседки находится чуть зеленоватая веточка, которая будто напоминает о лете. Обращает на себя внимание свесившаяся ветка дерева, ярко освещённая солнцем, листья на ней яркие, золотые. На картине изображён ясный осенний вечер. Можно процитировать предложения из диктанта: От них тянутся длинные причудливые тени. Лучи сентябрьского солнца пронизывают воздух. Верхушки стволов деревьев на переднем плане вынесены за пределы полотна, что создаёт дополнительное впечатление стройности, устремлённости ввысь.
* Охристый (от охра — природная минеральная краска жёлтого или красного цвета) — жёлтый или красный.
— Обратите внимание, как художник изобразил небо. Подумайте, почему небо занимает значительную часть пространства на полотне. (Цвет неба изменяется от светло-синего (лазурного) до серебристо-серого. Небо занимает большую часть пространства картины, делая изображение особенно светлым, воздушным.) Вспомним представление неба в пейзаже диктанта: Прозрачные облака покрывают нежно-голубое небо.
— Где находится беседка? Какая она? Для чего живописец её изображает? (Беседка серовато-белого цвета. Ажурные перила освещены солнцем, что создаёт впечатление лёгкости, даже праздничности. Но беседка пуста, в ней нет людей, и это напоминает о скорой зиме, вносит настроение грусти.)
— Представьте, что чувствуют люди, гуляющие в осеннем парке? Чем они заняты? Как одеты? (На аллее довольно много людей. Они наслаждаются прозрачным вечером, тёплыми солнечными лучами. На дорожке играют дети, кто-то прогуливается, кто-то сидит на скамейке. Среди прохожих, написанных в серых, графитовых тонах, выделяются двое детей: девочка в красноватом пальто и маленький мальчик в светло-синем. Облик этих детей отвечает общему приподнятому настроению.)
— Какие мысли и переживания возникают после внимательного рассмотрения пейзажа? (Строятся высказывания по вариантам, предложенным в схеме.)
Материал для заполнения таблицы.
Аллея, деревья: просторная аллея, кружевные тени, опавшие листья, величественные деревья, свет пронизывает, зеленоватая ветка.
Небо: занимает значительное пространство, светло-синее, лазоревое, серебристо-серое, просвет между деревьями, впечатление ясного прозрачного вечера.
Беседка: серовато-белая, одинокая, ажурные перила лестницы, настроение лёгкости и праздничности, грустит о лете.
Люди: крошечные фигурки, вносят оживление, прогуливаются в глубине аллеи, сидят на скамейках, наслаждаются.
V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:
— Какие элементы обязательно будет включать письмо, которое вы напишете?
— О чём пойдёт речь в основной части письма?
— На что обратите внимание, проверяя дома своё сочинение? (На грамотность; на чёткое построение предложений: лучше, чтобы подлежащее и сказуемое находились в начале предложения, это позволяет чётко выразить мысль; на логичность и связность текста; на точность описания.)
VI. Домашнее задание. Упр. 48. С опорой на план и записи в тетради.