Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Лексика и фразеология - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Цели: актуализировать в памяти сведения по лексике и фразеологии; вспомнить термины названных разделов; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Личностные УУД. Укрепление нравственных начал личности. Воспитание внимания к художественному слову. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Осознанное отношение к учебному материалу. Коммуникативные УУД. Умение работать в паре.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Один ученик записывает на доске выполненную дома транскрипцию. Другой ученик является экспертом, проверяющим запись.
II. Повторение сведений по лексике и фразеологии.
1. Ребята отвечают на вопросы к § 79 и дополнительные вопросы:
— Почему, на ваш взгляд, синонимы образуют ряды, а антонимы — пары? (В основе антонимии лежит противопоставление, когда называются противоположные качества, поэтому антонимы образуют пары: пол — потолок; говорить — молчать. Синонимы передают оттенки смысла, а таких оттенков может быть много: бояться — страшиться — ужасаться — пугаться — трусить — робеть — трепетать — дрожать — трястись.
— На каких лексических явлениях построена фраза из стихотворения М. Цветаевой: “Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной”? (На явлениях синонимии и антонимии. Антонимы: все — никто, видел — не видел. Слова второй пары не являются антонимами в строгом смысле, но они тоже выражают противоположные значения. Интересна пара спящей — сонной. Слова эти можно отнести к синонимам, так как они выражают состояние человека, связанное со сном, но в тексте они употреблены как контекстуальные антонимы. Противопоставление заложено в смыслах: спящий — тот, кто спит (естественное состояние человека); сонный — тот, кто выглядит невыспавшимся, борющимся со сном; тот, кто скучает и мало чем интересуется.)
2. Упр. 483. Самостоятельное выполнение.
III. Домашнее задание. Упр. 484.