Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни - Частица - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: совершенствовать умение употреблять на письме частицу ни; учить различать частицу ни, приставку ни и союз ни — ни; познакомить с написанием выражений не что иное, как...; не кто иной, как...; ничто иное ... не; никто иной ... не; учить строить рассказ на лингвистическую тему.
Личностные УУД. Формирование осознанного отношения к учёбе. Познавательные УУД. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
— От чего зависит написание н и нн в прилагательных?
— Вспомните, в каких случаях пишется н и нн в наречиях.
— Расскажите о написании н и нн в причастиях.
Упр. 443 (по цепочке).
II. Активизация и закрепление изученного. Упр. 447.
Комментированное письмо. Выполнение предваряется вопросом учителя о том, для чего служит частица ни. (Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего, в этом случае ни употребляется при существительных в Р. п.; для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет; для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда.) После выполнения учитель обращает внимание учеников на предложения 3 и 5 с однородными членами, соединёнными союзом ни — ни. Сообщается, что запятая не ставится внутри устойчивых выражений, образованных двумя словами с противоположными значениями: ни больше ни меньше, ни дать ни взять, ни днём ни ночью, ни слуху ни духу и др. Упр. 448. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
III. Словарная работа. Учащиеся получают задание составить и записать предложения со словарными словами из § 66—72.
IV. Домашнее задание. Упр. 450. Запомнить написание словарных слов.