Все уроки Русского языка 7 класс
Р.РД. Чтение-понимание (молча) текстов публицистического стиля с элементами описания поступков человека, процессов труда, рассуждения - ДЕЕПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: завершить работу по ознакомлению учащихся с основными стилями речи; углубить представления о публицистическом стиле речи; вырабатывать умение находить описание процессов труда, поступков человека, определять их роль в тексте; готовить к составлению самостоятельных высказываний публицистического характера.
Оборудование: учебные тексты, таблица.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек.
Он окружён множеством умных, добрых друзей.
Друзья эти — книги.
К. Паустовский
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• С какими стилями речи вы уже знакомы?
• В чем особенность публицистического стиля речи?
• С какой целью в публицистический текст вводится описание процесса труда?
• Какова роль описания поступков человека в тексте?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Речь сопровождает человека всюду, как говорят в языкознании, в разных сферах его жизни и деятельности. В науке о человеке и обществе выделяются такие пять основных сфер (областей) жизни и деятельности людей: а) быт; б) наука и техника; в) официальные отношения (отношения между организациями или организациями и отдельными людьми); г) политика и общественные отношения; д) искусство.
IV. Работа над темой урока
1. Слово учителя
— В зависимости от того, в какой сфере и с какой целью происходит общение, люди по-разному говорят и пишут, по-разному пользуются языком, предпочитая в разных ситуациях те или иные языковые средства. Поэтому и речь людей бывает разной: в ней выделяют пять основных стилей.
2. Ознакомление с таблицей
Основные стили речи
Названия стилей речи |
Сфера жизни и деятельности людей |
Ведущая цель общения |
Основные виды (жанры) высказываний |
1. Разговорно-бытовой (разговорный) |
Быт |
Собственно общение (обмен мыслями) |
Диалоги на бытовые темы, письма к близким людям |
2. Научный |
Наука и техника |
Сообщение (информация) |
Лекции, доклады на научные темы, научные статьи и книги, учебники |
3. Официально-деловой |
Официальные отношения, право |
Регуляция отношений и поведения людей |
Договоры, законы, инструкции, деловые письма, протоколы, различные документы |
4. Публицистический |
Политика, общественная жизнь |
Логическое и эмоциональное воздействие (пропаганда и агитация) |
Речи, выступления на собраниях и митингах, газетные статьи и заметки |
5. Художественный |
Искусство слова |
Эстетическое и эмоциональное воздействие |
Стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы, пьесы |
3. Слово учителя
— Сегодня мы познакомимся с одним из газетных жанров — очерком, понаблюдаем над его композиционными и стилистическими особенностями.
Чтобы справиться с заданием, необходимо понять, какое назначение имеет очерк как особый газетный жанр, в чём его особенности.
4. Чтение текста учащимися (молча)
КУСОК ХЛЕБА
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.
Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз — кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди.
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком — и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.
Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно — удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
— Грех!.. Грех-то какой!.. Большой грех! — раздалось возле.
Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик,
морщинистый, продубленный солнцем и годами.
Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:
— Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?
Может быть, вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.
Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
(273 сл.) (А. Нуйкин)
5. Беседа по содержанию и композиции текста
• Какие особенности текста позволяют говорить о том, что это очерк?
• Какая основная мысль выдвигается и доказывается автором?
• Как ещё можно было бы озаглавить очерк?
• Как вы думаете, почему автор выбрал именно это название?
• Как строится очерк? Какие подтемы можно выделить?
6. Комментарий учителя к тексту
— В начале очерка автор даёт подробное и очень выразительное описание «простого» куска хлеба («аппетитная корочка», «румяный нежный излом», «хлеб дышит ароматом печи»). Это описание как бы противопоставлено отношению к хлебу людей, проходивших мимо. При их описании указывается одна деталь — обувь. Избранный художественный приём (метонимия) позволяет создать самые разные образы и показать главное — люди равнодушно шли мимо, не замечая хлеба. Особую роль здесь играют глаголы и глагольные формы: «... появились пыльные сапоги», «перешагнули туфельки», «чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки», «начищенный ботинок поддел хлеб носком.». Не случайно владелец ботинок описан более подробно («мальчишка, плотный, в спортивной курточке»). Ему бы ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.
Главное внимание автор сосредотачивает на описании старика («дряхлый, морщинистый, продубленный солнцем и годами»). Он не может равнодушно пройти мимо хлеба («Пусть хоть птички поклюют!»).
Нарисовать образ старого, много видевшего человека автору снова помогают глаголы и уточняющие их наречия: «поглядел налево, поглядел направо», «мелкими шажками засеменил (пошёл, быстро перебирая ногами) на середину дороги», «нагнулся, кряхтя (кряхтеть — издавать глухие звуки, стоны от физического напряжения), поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс», «положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался».
Старик — простой русский человек (возможно, крестьянин), и, рассказывая о нём, о его размышлениях, автор широко использует разговорную и просторечную лексику: «не видать ли где машины», «подсыпала отрубей», «дотянуть до следующего урожая», «восемь ртов и две рабочие руки».
Автор только размышляет, предполагает, о чём мог вспомнить старик. И не случайно в этой части очерка используются вводные выражения со значением предположительности, возможности: «Может быть, вспомнил своё голодное детство...».
Но уже уверенность и убеждённость звучат в заключительном абзаце, выражая основную мысль всего очерка: «Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит этот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!»
Для усиления воздействующей силы отрывка автор разрывает части последнего предложения, делая их самостоятельными. Подобный приём часто встречается в публицистическом стиле речи.
Широкое использование в очерке восклицательных предложений — также характерная особенность публицистического текста.
7. Составление плана
Примерный план
1) Кусок хлеба лежал на обочине тротуара.
2) Мимо «шли и шли» люди:
а) «появились огромные сапоги»;
б) «перешагнули туфельки»;
в) «прошаркали чувяки»;
г) «начищенный ботинок поддел кусок хлеба».
3) По дороге шёл старик:
а) поднял кусок хлеба и задумался;
б) о чём вспомнил старик?
4) Поклонился старик нелёгкому святому труду хлебопашца.
8. Повторное чтение текста
9. Чтение текста учащимися (молча)
МОДНО ЛИ БЫТЬ ДОН-КИХОТОМ В ХХI ВЕКЕ?
Доказывать, что благородство человека определяется не «табелью о рангах» и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность. Настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
Есть люди, которые путают благородство с внешне красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают «благородным гневом». Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Но повторяем: надо уметь отличать благородство и достоинство от амбиции и высокомерия. Это вещи полярно противоположные.
Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или трудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит в ней более высокие цели, имеет более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
Вспомним «хитроумного гидальго» Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое и трудное положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
Воля творить добро — вот основа благородства Дон-Кихота. И не только Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявилась, унижает и его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
Есть люди, склонные свои слабости и пороки объяснять «влиянием века». Эта позиция, пожалуй, самая далёкая от благородства.
В тебе самом, в каждом из нас какой-то своей частью воплощается мир. Через тебя, через него, через каждого из нас пролегают все дороги века. И если ты сошёл с них, в ответе ты, а не век. Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не «донкихотским», а вполне современным благородством.
(По Ю. Ценину)
10. Комментарий учителя к тексту
Текст представляет собой рассуждение. В самом начале сформулирован основной тезис: благородство определяется не положением и не происхождением человека; в основе благородства лежит высокое понимание чести и долга. Далее следуют доказательства. В конце текста — вывод: надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком.
11. Беседа по тексту
• Какие качества, по вашему мнению, свойственны благородному человеку? Как об этом говорится в тексте?
• Модно ли быть Дон-Кихотом в ХХI веке? Почему? (Записывается на доске: хитроумный гидальго, герой Сервантеса.)
12. Самостоятельная работа над составлением сложного плана текста
V. Домашняя работа
Составить устный пересказ текста «Модно ли быть Дон-Кихотом в ХХI веке?» по самостоятельно составленному плану.