Все уроки Русского языка 7 класс
Повторение изученного по теме «Причастие» - ПРИЧАСТИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: систематизировать знания о причастии; закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.
Оборудование: учебные тексты, таблицы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Язык — это история народа.
Язык — это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского
языка является не праздным занятием от нечего
делать, но насущной необходимостью...
А. И. Куприн
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о причастии. В каком стиле речи будет оформлено ваше сообщение?
Формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягаемые |
Какой формой глагола является причастие? |
В причастии совмещены признаки глагола и прилагательного |
1. Каково значение причастия? 2. Назовите морфологические признаки причастия. 3. Какова синтаксическая роль причастия? |
Причастия бывают действительные и страдательные |
1. Каково значение действительных причастий? страдательных? 2. Как образуются действительные причастия? Приведите примеры. 3. Как образуются страдательные причастия? Приведите примеры |
Полные причастия изменяются как полные прилагательные. Краткие причастия изменяются как краткие прилагательные |
Расскажите об изменении полных и кратких причастий. Приведите примеры |
2. Обобщение материала по орфографии и пунктуации, связанного с причастиями
Причастие: орфограммы и пунктограммы
№ |
Названия орфограммы и пунктограммы |
Обозначение |
1 |
Написание безударных окончаний прилагательных и причастий |
Каком? В густом, насупившемся лесу |
2 |
Буквы у(ю), а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени |
Ищущий (искать, I спр.) Терпящий (терпеть, II спр.) |
3 |
Буквы е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени |
Совершаемый (совершать, I спр.) Слышимый (слышать, II спр.) |
4 |
Одна и две буквы н в суффиксах причастий и прилагательных, образованных из причастий |
Нагруженная машина. Чем? Груженная зерном машина. Машина нагружена (кр. прич.) Премированный артист. Данная задача (искл.) |
5 |
Буквы а, я, е перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях прошедшего времени |
Засеянные, засеяны (засеять) Выпрямленный, выпрямлен (выпрямить — не на -ать-, -ять-) |
6 |
Буква ё после ж, ч, ш, щ в суффиксах причастий -ённ-, -енн- |
Совершённый (прич.) Совершён (прич.) |
7 |
Запятая при причастном обороте |
1. Человек, постигающий красоту природы, обогащается духовно. 2. Постигающий красоту природы человек обогащается духовно |
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Знаете ли вы, что такое причастие? Нет, вы не знаете, что такое причастие. «Это часть речи»,— сразу скажите вы. Нет, это глагольная форма, но не простая, а особенная, удивительная! А родственников у неё сколько! И глагол, и прилагательное. Глагол дал причастию вид, время, прилагательное дало ему способность изменяться по падежам, по числам, а в единственном числе — и по родам. Но и причастия тоже хитрые, кое-чему и сами научились. Бывают они и действительные, и страдательные. Действительное говорит: «Я — не страдательное. Я само произвожу действие и ни от кого не страдаю». А страдательное тоже хвастается: «Зато в настоящем времени я образуюсь с помощью глагола
I спряжения и суффикса -ем- или -ом-, а в прошедшем времени — с помощью суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и -т-, а ты, действительное, в настоящем времени с помощью суффиксов -ущ-(-ющ-), а в прошедшем (смех просто!) — с помощью -вш-, -ш- образуешься».
Когда в предложение попадает причастный оборот,— тут уж вообще не до скуки. То он требует выделять его запятыми, если главное слово стоит перед ним», то не выделять запятыми, то повышать интонацию, а то вообще употреблять какую-то интонацию вводности.
Да, причастие необычная форма. Без него наш язык был бы скучным, неинтересным.
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Применение орфографических и пунктуационных правил
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя запятые. Обозначьте суффиксы причастий. Укажите словосочетания «причастие + существительное» и «причастие + прилагательное.
Я чувствовал себя настолько освеж..нным получ..совой др..мотою и затем подкреплённым пищей, что предл..жил двум молодым туземцам проводить меня с фак..лами. В ночной темноте попасть домой без огня было совершенно (не)возможно. Туземцы поняли моё ж..лание и были, кажется, довольны, что я (не)остаюсь ноч..вать.
Мигом добыли они несколько факелов из сухих пальмовых листьев взяли каждый по копью и мы отправились. Они держали факелы над головой а копьями отстраняли нависшие ветви, местами преграждавшие нам путь.
Лес освещ..нный ярким светом горящих сухих листьев пр..дставлялся ещё красивее и фантастичнее, чем днём.
Я был (не)вооружён, по обыкновению, и туземцам это обстоятельство было хорошо известно. Я дошёл, однако же, цел и невредим до дому, где и был встречен крайне встр..воженным Ульсоном, почти пот..рявшим надежду видеть меня в живых.
(Н. Н. Миклухо-Маклай)
2. Употребление причастий в книжных стилях речи
Слово учителя.
— Полные причастия употребляются преимущественно в книжной речи, в разговорной же они встречаются редко.
Прочитайте приведённые отрывки в такой последовательности: сначала художественный, потом научный и, наконец, публицистический стиль речи. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Великий поход в защиту Зелёного Друга нужно начать с Москвы. И у нас в Москве найдётся немало заброше(н, нн)ых пустырей ещё захламле(н, нн)ых углов, которые при дружном напоре за один день можно пр..образить хотя бы в черновики буд..щих внутриквартальных скверов.
(Л. М. Леонов)
2) С наступлением заморозков клубни георгин убирают из грунта в непромерзающее помещение. Перед выкопкой повреждённая заморозками ботва срезается на высоте 8—10 сантиметров а выкопанные клубни просушиваются. Для этого их раскладывают в один слой в непромерзающем, хорошо проветриваемом помещении, где они находятся не меньше недели. Только после этого их укладывают в хранилище.
(А. Мерло)
3) На теннисных полянах заросших высокой росистой травою скрыто цветут в лесу ночные фиалки. В густой траве прячутся нежные душистые цветы.
(И. Соколов-Микитов)
3. Диктант со взаимопроверкой
ВАМ, ВЕЛИКОДУШНЫМ.
Море беззаботно плескалось в Мессинском проливе. Ничто не угрожало спокойствию города. Но внезапно от сильных подземных толчков стены покачнулись, дома рухнули и придавили под обломками тех, кто не успел выбраться на улицу.
Русский крейсер «Аврора» и другие поспешили на помощь. Матросы спасали искалеченных людей, откапывали засыпанных, выносили их в безопасное место.
С этого времени прошло около ста лет. Многих моряков уже нет в живых, вышли из строя и суда тех лет. Остался только крейсер «Аврора». К этому кораблю-музею устремляются потоки экскурсантов, иностранные гости, прибывающие из самых дальних краёв. Там собраны подарки от города Мессины. В массивной золочёной раме — трёхцветный флаг Италии и послание: «Вам, великодушным сынам благородной земли, героизм которых войдёт в историю.»
(По И. Левину)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Что называется причастием?
• В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
• Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
• Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)? В суффиксах -ем-, -им-?
• В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется -а(-я), в каких е?
• Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
• Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
• Расскажите о правописании не с причастиями.
• Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?
VI. Домашнее задание
Подготовиться к диктанту.