Все уроки Русского языка 7 класс
Способы образования глаголов. Наиболее употребительные суффиксы глаголов - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о способах образования глаголов; показать связь между словообразованием и орфографией; совершенствовать умения и навыки образования глаголов.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.
Тип урока: комбинированный.
Русский язык для меня, такой же (бесконечно родной и любимый),
как и украинский. Читая книги, написанные на русском языке,
я познакомился с сокровищами русской и мировой литературы.
В. Сосюра
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Приведите примеры безличных глаголов.
• Что могут обозначать безличные глаголы?
• В каких формах они употребляются?
2. Составьте и запишите с данными глаголами 5—6 распространённых предложений на одну из тем: «На заре», «Вечером», «Мне не здоровится», «Заболел»
Для справок
1) Брезжит, рассвело, побелело (на востоке), пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.
2) Знобит, лихорадит, тошнит, трясёт, тянет, звенит (в ушах), рябит (в глазах), сводят (пальцы).
III. Мотивация учебной деятельности
Знаете ли вы, что слова, обозначающие действие, вначале назывались речь, затем они получили другое название — слово, а около 400 лет назад появилось и современное наименование — глагол.
Слова, обозначающие действие, одни из самых древних в языке; глаголы говорить, молчать, пить, есть, дать, петь, бегать и другие возникли в далёкое время.
В русском языке по количеству слов глагол занимает второе место (после существительного).
А как же образуются глаголы?
IV. Изучение нового материала
1. Анализ таблицы с повторением основных способов словообразования
Названия способов образования |
Глаголы образуются |
|
От глаголов |
От других частей речи |
|
1. Приставочный |
Нести — поднести Писать — переписать |
|
2. Суффиксальный |
Греть — греться Держать — держаться |
Совет — советовать Красный — краснеть |
3. Приставочно-суффиксальный |
Думать — вдуматься Строить — перестраивать |
Жалоба — разжалобить Простой — упростить Три — утроить |
Правописание суффиксов глаголов
1-е л. наст. (буд.) времени |
Инфинитив (формы прош. времени) |
-ую, -юю |
-ова(ть), -евать |
-ываю, -иваю |
-ыва(ть), -ива(ть) |
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 84—85)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа
а) Объясните правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) глаголов.
Атаковали, прокладывали, телеграфировали, выкорчевали, заночевали, вспахивали, подписывали.
б) Переведите словосочетания на русский язык. Составьте с ними предложения.
Любимо мандрувати; брали участь у поході; ночували в лісі; відшукували затишні місця; розпалювали вогнище; засиджувалися до пізньої ночі; прислуховувалися до таємничих голосів; розповідали цікаві історії.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 223, 225 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Как образуются глаголы в русском языке?
• Какой способ словообразования глаголов наиболее продуктивен?
• Есть ли отличия в образовании глаголов по сравнению с образованием существительных, прилагательных?
• Когда пишутся суффиксы -ова- (-ева-), а когда -ыва- (-ива-)?
2. Заключительное слово учителя
— В русском языке, как и в украинском, одно и то же действие или состояние может быть выражено несколькими глаголами. Например, в «Словаре синонимов русского языка» З. А. Александровой для обозначения действия в значении говорить (сообщать, доказывать и др.) указано 80 глаголов. Однако заменить один другим не всегда возможно; каждый из этих глаголов различается смысловыми оттенками и употреблением в речи.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 226 (письменно).