Все уроки Русского языка 7 класс
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Глаголы I и II спряжения - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: дать понятие о I и II спряжениях глаголов; формировать навыки определения спряжения глаголов и написания безударных личных окончаний.
Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Писать безграмотно — значит посягать
на время людей, к которым мы адресуемся,
а потому совершенно недопустимо.
Л. В. Щерба
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какие орфограммы уже изучены вами по теме «Глагол»?
• Какое значение имеет употребление в речи глаголов настоящего и будущего времени вместо прошедшего?
2. Практическая работа
Переведите данный текст на русский язык. Перевод запишите. Сравните формы прошедшего времени глаголов в русском и украинском языке. Замените, где возможно, глаголы прошедшего времени формами настоящего и будущего времени. Что изменилось в тексте?
Тисячі років котив свої води Дніпро. Шуміли під ними пороги. А наш вік перекинув через цю могутню ріку мости, красені греблі. Будівельники проклали через Дніпро шляхи-дороги, створили штучне море.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Послушайте, ребята, рассказ Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности.
«Когда я решаю задачу, цифры — это солдаты. А я полководец. Ответ — крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду в атаку. Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»
Попробуем и мы сегодня взять свою высоту. А на пути к ней преодолеем «препятствие» — познакомимся с глаголами I и II спряжения, определим их морфологические признаки, объясним правописание безударных личных окончаний глаголов — поднимемся ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство и работа с таблицей «Спряжение глаголов»
II спряжение |
I спряжение |
1) Все на -ить (кроме брить и стелить); 2) 7 на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 3) 4 на -ать: держать, слышать, дышать, гнать |
Все остальные глаголы |
2. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 66)
3. Чтение и запоминание стихотворений «Подсказка»
I СПРЯЖЕНИЕ
В первом спряжении
Пишут, поют,
Пашут поля и железо куют,
А во втором никогда не грустят,
Мчатся в музеи, учится хотят.
(Я. Карпачёва)
II СПРЯЖЕНИЕ
Ко второму спряженью
Отнесём, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
(Н. Александрович)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Творческая работа «О глаголах — с улыбкой»
Списать текст, объяснить выбор е и и в личных окончаниях глаголов.
ЕСЛИ КТО-ТО СЯДЕТ НА ВАШУ ШЛЯПУ...
Сколько существует в мире людей, столько существует и характеров. Однако психология называ..т только четыре основных типа людей — четыре темперамента. Каждый из четырёх типов по-разному реагиру..т на одно и то же событие. К какому типу относит..сь вы? Давайте проведём небольшой тест. Например, кто-то случайно сяд..т на вашу любимую шляпу и испорт..т её. Какова буд..т ваша реакция?
Вы обнаружива..те, что ваша шляпа помята, вскакива..те со скамейки, взрыва..тесь, хвата..те обидчика за лацканы пиджака, Негоду..те, подпрыгива..те, угрожа..те, брызж..те слюной. Однако вскоре остыва..те и прос..те прощения. Вы холерик.
Вы вид..те, что кто-то сидит на вашей шляпе. Недоуменно смотр..те минуту-другую, не понима..те, в чём дело. В конце концов осознаёте, что происход..т. Невозмутимо одева..те приплюснутую шляпу на голову и спокойно закурива..те. Вы флегматик.
Замеча..те, что шляпа испорчена. Вздрагива..те, оха..те, аха..те, блед- не..те, хвата..тесь за сердце, тяжело дыш..те, уже через минуту облива.. тесь слезами, морщ..те физиономию. «Это была моя любимая шляпа»,— всхлипыва..те вы и шмыга..те носом, вытирая слёзы. Но скоро успокаиваетесь и понима..те, что жизнь продолжается. Вы меланхолик.
Удивлённо поднима..те брови и округляя..те глаза. «Приятель, ты сел на мою шляпу»,— обраща..тесь вы к незнакомцу и вынима..те из-под него измятый головной убор. Держ..те в руках похожую на блин шляпу, хохоч..те, залива..тесь, как будто вас кто-то щекоч..т. Лицо ваше сия..т улыбкой, свет..тся от веселья, как рождественская ёлка. Вы сангвиник.
Ключ: существует, называет, реагирует, относитесь, сядет, испортит, будет, обнаруживаете, вскакиваете, взрываетесь, хватаете, негодуете, подпрыгиваете, угрожаете, брызжете, остываете, просите, видите, смотрите, понимаете, происходит, надеваете, закуриваете, замечаете, вздрагиваете, охаете, ахаете, бледнеете, хватаетесь, дышите, обливаетесь, морщите, всхлипываете, шмыгаете, успокаиваетесь, понимаете, продолжается, поднимаете, округляете, обращаетесь, вынимаете, держите, хохочете, заливаетесь, щекочет, сияет, светится.
2. Работа с упражнениями учебника
Упражнения 164, 165 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Сколько спряжений имеет глагол?
• Какие глаголы относятся к I, а какие — ко II спряжению?
• От чего зависит выбор букв е, и в личных окончаниях глаголов?
2. Заключительное слово учителя
СКАЗКА
Однажды у глаголов проходило собрание. Слово взял глагол Говорить.
— Уважаемые коллеги! — сказал он.— Все мы с вами исправно трудимся как в простых, так и в сложных предложениях. Наша профессия заставляет изменяться и спрягаться. Большинство из нас делает это с честью и не доставляет мальчикам и девочкам, а также взрослым дядям и тётям, которые нас пишут, никаких хлопот. Взять хотя бы меня. В неопределённой форме и в прошедшем времени я всегда имею при себе суффикс -и-: говорить, говорил. В формах настоящего времени моё любимое -и- содержится в окончаниях: говоришь, говорим, говорите. К тому же это -и- у меня всегда под ударением!
В зале одобрительно зааплодировали.
— Вместе с тем,— продолжал оратор,— есть у нас, к сожалению, ещё и такие глаголы, которые портят нервы бедным детям, мешают им писать грамотно. Из-за таких глаголов нас не любят и считают коварными. я бы назвал нарушителей спокойствия — не побоюсь этого слова — оборотнями!
— Правильно! — сказал глагол Подтверждать.— Давно пора вывести их на чистую воду! а нельзя ли узнать, кто эти безобразники?
— Конечно, можно. Возьмём к примеру, глагол молчать: в прошедшем времени он молчал -а-, в настоящем молчит -и-!
Глагол молчать молчал. Ему было стыдно.
— Так же, как этот «тихоня», ведут себя и другие «молчуны» — Кричать, Шуршать, Верещать...
Глагол Кричать не выдержал и закричал из зала:
— Да какие же мы оборотни? Ну подумаешь, меняем а на и, так мы этого не скрываем, у нас эти гласные под ударением, их никто неверно не напишет. Вы лучше послушайте, как ведёт себя глагол Слышать: в прошедшем времени у него пишется а (слышал), а в настоящем в окончаниях — и (слышит). Совсем как у глагола Кричать, только без ударения. А посмотрите на глагол Смотреть: смотрел — смотрит. Оборотни, да ещё скрывают, какая у них гласная в суффиксе и в окончаниях.
— Покажите нам всех этих оборотней! — потребовали из зала.
Ребята! Догадались ли вы, о каких глаголах шла речь на этом необычном сказочном собрании? можете их назвать?
VII. Домашнее задание
1. Выучить таблицу «Спряжение глаголов».
2. Выполнить упражнение 166 (письменно).