О месте русского языка среди других славянских языков - ВВЕДЕНИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

О месте русского языка среди других славянских языков - ВВЕДЕНИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

I семестр


ВВЕДЕНИЕ


УРОК № 1. Тема. О месте русского языка среди других славянских языков


Цель: ознакомить учащихся с группой славянских языков, приметами их близкого родства; показать роль русского языка в развитии и обогащении других славянских языков; стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающая таблица.

Тип урока: комбинированный.

Русский язык — любимый брат соловьиной

речи моей бессмертной Украины.

В. Сосюра

ХОД УРОКА

I. Объявление темы и цели урока


II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

— В мире насчитывается примерно 3 000 языков. Цифра неточная, так как не всегда ясно, что перед нами — два языка или наречия одного. Языки, которые произошли от общих предков, являются родственными. Среди них различаются языковые семьи, группы и подгруппы. Славянские языки — это группа, наряду с французским, английским и немецким, входящая в индоевропейскую языковую семью.

До V—VI веков нашей эры у всех славянских народов был один общеславянский язык. Затем он распался и образовались три языковые семьи: южнославянская, восточнославянская и западнославянская.

2. Работа с таблицей


Русский язык среди других славянских языков


Южнославянские языки

Восточнославянские языки

Западнославянские языки

болгарский

русский

польский

сербохорватский

украинский

чешский

словенский

белорусский

словацкий


3. Слово учителя

— Многие знают, насколько похожи и грамматически, и лексически русский, украинский и белорусский языки. Это языки-братья из одной восточнославянской семьи.

Вот несколько примеров, показывающих близкое родство восточнославянских языков.


Русский язык

Украинский язык

Белорусский язык

ночь

ніч

ноч

голова

голова

галава

сон

сон

сон

день

день

дзень


Родство языков проявляется в звучании, общности корней, суффиксов, приставок, грамматических значений и форм.

4. Наблюдение за лингвистическим материалом

Выполнение упражнений 1, 3 (устно), упражнение 5 (письменно) — С. 3—4.

5. Диктант с дополнительным заданием

История живёт в нашем языке, в песне. Слово нам доносит из глубины веков радости, надежды и горе наших предков. Язык — это душа народа... Ребёнок растёт, слышит первую сказку, первую песню. В его сознание вместе с материнским словом входят обычаи народа, из рассказов близких узнаёт о делах своих дедов-прадедов, про подвиги народных героев.

(По О. Гончару)

Дополнительное задание

а) Объяснить особенности употребления мягкого знака в глаголах.

б) Перевести на украинский язык словосочетания:

из глубины веков, обычаи народа, узнаёт о делах, ребёнок растёт.

6. Составить и разыграть с соседом по парте диалог на тему «Наш семейный язык»

(6—8 реплик)


III. Подведение итогов урока

1. Беседа

• Какие языки называют родственными?

• Какие языки относятся к славянским?

• К какой группе славянских языков относятся русский, украинский, белорусский языки?

• Каково место русского языка среди других славянских языков?

• Как вы понимаете высказывание о русском языке украинского писателя В. Сосюры?

2. Заключительное слово учителя

— Мы сравнили различные славянские языки, узнали, какое место среди них занимает русский, освоение которого мы с вами продолжим в этом учебном году.

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира; по числу говорящих он занимает 5-е место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани (хинди) и испанскому. Кстати, украинский входит в первую «двадцатку», то есть тоже принадлежит к очень крупным языкам.


IV. Домашнее задание

Выполнить упражнение 7 (письменно).


Приложение

КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ

Можете ли вы представить себе, какой была древнерусская школа?

Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плётка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чём-то провинившийся, ожидает наказания.

Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом).

Так, от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешёл уже к «складам», третий уже читал «Часослов» (церковную книгу с текстом молитв). И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».

Учили букву по её названию.

А — аз (личное местоимение, по знач. — я),

Б — буки (буква),

В — веди (знаю),

Г — глаголь (говори),

Д — добро,

Е — есть,

Ж — животное,

З — земля,

Л — люди,

М — мыслить,

Н — наш,

О — он,

П — покой.

И т. д.

Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и вразбивку. Твёрдо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа,... потом Бе, Ве, Ге, Де,... Би, Ви, Ги, и т. д.

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом произносил так, как надо при чтении:

Буки — аз — ба;

Веди — аз — ва;

Люди — есть — ле;

Покой — он — по.

И т. д.

После складов в две буквы шли склады в три буквы: Вла, Гла, Дла, и т. д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: ба, бе, би, га, ге, ги... За каждую ошибку наказывали розгами.

Александр Сергеевич Пушкин в своё время писал: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро... суть отдельные слова, выбранные только для начального звука».

Слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».






Для любых предложений по сайту: [email protected]