Все уроки Русского языка 7 класс
О месте русского языка среди других славянских языков - ВВЕДЕНИЕ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
I семестр
ВВЕДЕНИЕ
УРОК № 1. Тема. О месте русского языка среди других славянских языков
Цель: ознакомить учащихся с группой славянских языков, приметами их близкого родства; показать роль русского языка в развитии и обогащении других славянских языков; стимулировать работу учащихся в изучении русского языка, обогащении собственной речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты, обучающая таблица.
Тип урока: комбинированный.
Русский язык — любимый брат соловьиной
речи моей бессмертной Украины.
В. Сосюра
ХОД УРОКА
I. Объявление темы и цели урока
II. Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
— В мире насчитывается примерно 3 000 языков. Цифра неточная, так как не всегда ясно, что перед нами — два языка или наречия одного. Языки, которые произошли от общих предков, являются родственными. Среди них различаются языковые семьи, группы и подгруппы. Славянские языки — это группа, наряду с французским, английским и немецким, входящая в индоевропейскую языковую семью.
До V—VI веков нашей эры у всех славянских народов был один общеславянский язык. Затем он распался и образовались три языковые семьи: южнославянская, восточнославянская и западнославянская.
2. Работа с таблицей
Русский язык среди других славянских языков
Южнославянские языки |
Восточнославянские языки |
Западнославянские языки |
болгарский |
русский |
польский |
сербохорватский |
украинский |
чешский |
словенский |
белорусский |
словацкий |
3. Слово учителя
— Многие знают, насколько похожи и грамматически, и лексически русский, украинский и белорусский языки. Это языки-братья из одной восточнославянской семьи.
Вот несколько примеров, показывающих близкое родство восточнославянских языков.
Русский язык |
Украинский язык |
Белорусский язык |
ночь |
ніч |
ноч |
голова |
голова |
галава |
сон |
сон |
сон |
день |
день |
дзень |
Родство языков проявляется в звучании, общности корней, суффиксов, приставок, грамматических значений и форм.
4. Наблюдение за лингвистическим материалом
Выполнение упражнений 1, 3 (устно), упражнение 5 (письменно) — С. 3—4.
5. Диктант с дополнительным заданием
История живёт в нашем языке, в песне. Слово нам доносит из глубины веков радости, надежды и горе наших предков. Язык — это душа народа... Ребёнок растёт, слышит первую сказку, первую песню. В его сознание вместе с материнским словом входят обычаи народа, из рассказов близких узнаёт о делах своих дедов-прадедов, про подвиги народных героев.
(По О. Гончару)
Дополнительное задание
а) Объяснить особенности употребления мягкого знака в глаголах.
б) Перевести на украинский язык словосочетания:
из глубины веков, обычаи народа, узнаёт о делах, ребёнок растёт.
6. Составить и разыграть с соседом по парте диалог на тему «Наш семейный язык»
(6—8 реплик)
III. Подведение итогов урока
1. Беседа
• Какие языки называют родственными?
• Какие языки относятся к славянским?
• К какой группе славянских языков относятся русский, украинский, белорусский языки?
• Каково место русского языка среди других славянских языков?
• Как вы понимаете высказывание о русском языке украинского писателя В. Сосюры?
2. Заключительное слово учителя
— Мы сравнили различные славянские языки, узнали, какое место среди них занимает русский, освоение которого мы с вами продолжим в этом учебном году.
Русский язык относится к крупнейшим языкам мира; по числу говорящих он занимает 5-е место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани (хинди) и испанскому. Кстати, украинский входит в первую «двадцатку», то есть тоже принадлежит к очень крупным языкам.
IV. Домашнее задание
Выполнить упражнение 7 (письменно).
Приложение
КАК УЧИЛИ ГРАМОТЕ НА РУСИ
Можете ли вы представить себе, какой была древнерусская школа?
Вот как она изображена на одной из гравюр 1634 года. Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плётка. На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по своим книгам. Тут же другой ученик, в чём-то провинившийся, ожидает наказания.
Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера (с двухчасовым перерывом).
Так, от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать очень условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги — зубрил азбуку, другой перешёл уже к «складам», третий уже читал «Часослов» (церковную книгу с текстом молитв). И всё следовало выучить «назубок», «вызубрить». Каждый учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат — во всю избу кричат».
Учили букву по её названию.
А — аз (личное местоимение, по знач. — я),
Б — буки (буква),
В — веди (знаю),
Г — глаголь (говори),
Д — добро,
Е — есть,
Ж — животное,
З — земля,
Л — люди,
М — мыслить,
Н — наш,
О — он,
П — покой.
И т. д.
Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и вразбивку. Твёрдо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа,... потом Бе, Ве, Ге, Де,... Би, Ви, Ги, и т. д.
Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом произносил так, как надо при чтении:
Буки — аз — ба;
Веди — аз — ва;
Люди — есть — ле;
Покой — он — по.
И т. д.
После складов в две буквы шли склады в три буквы: Вла, Гла, Дла, и т. д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.
Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: ба, бе, би, га, ге, ги... За каждую ошибку наказывали розгами.
Александр Сергеевич Пушкин в своё время писал: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро... суть отдельные слова, выбранные только для начального звука».
Слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».