Все уроки Русского языка 7 класс
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: дать понятие о переходных и непереходных глаголах; вырабатывать умение распознавать их; научить находить возвратные глаголы, выделять в них постфикс -ся (-сь); формировать учебно-языковые умения составлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схема.
Тип урока: комбинированный.
Движение и его выражение — глагол — являются основой языка.
Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе.
А. Н. Толстой
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя
ИНФИНИТИВ
Слово берет Инфинитив:
— Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!
— Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?
— Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время.— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!
Дали ему Вспомогательный Глагол.
Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.
Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени.
(Ф. Кривин)
2. Наблюдение над языковым материалом
Найти глаголы в инфинитиве, обратив внимание на окончания, их правописание. Записать глаголы в тетрадь.
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен забыть об интересах Родины.
(По Ю. Яковлеву)
К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их. Можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет отличаться этот текст? Какой звучит верно?
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Переходным считается глагол, способный управлять винительным падежом без предлога, например, писать письмо. Задумайтесь: почему переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день — «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».
В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!
Если к глаголу прибавить частицу -ся, он изменит значение: в одних случаях действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений — одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».
2. Ознакомление со схемой (с комментариями учителя)
Переходные и непереходные глаголы
Запомните:
купить билет
взять пенал
забыть ключ
Говорите правильно:
надеть (что? на кого? на что?) |
одеть (снабдить одеждой) кого? |
||
надеть |
пальто |
одеть |
ребёнка |
снять |
шапку |
раздеть |
сына |
перчатки |
дочь |
||
кольцо |
3. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 43)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Выпишите сначала предложения с переходными, а затем с непереходными глаголами
А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).
2) От работы пила раскалилась добела.
3) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький).
Б. 1) Белые ручки чужие труды любят.
2) Напишешь пером — не вырубишь топором.
3) Без букв и грамматики не учатся и математике.
4) Рыбак рыбака видит издалека.
5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)
2. Работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Беседа
• Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?
• Какие глаголы называются возвратными?
• В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском языках?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выполнить упражнение 11 (письменно).