Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Все уроки Русского языка 7 класс

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы - ГЛАГОЛ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс

Цель: дать понятие о переходных и непереходных глаголах; вырабатывать умение распознавать их; научить находить возвратные глаголы, выделять в них постфикс -ся (-сь); формировать учебно-языковые умения составлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными.

Оборудование: учебник, учебные тексты, схема.

Тип урока: комбинированный.

Движение и его выражение — глагол — являются основой языка.

Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе.

А. Н. Толстой

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Слово учителя

ИНФИНИТИВ

Слово берет Инфинитив:

— Эх вы, разве так надо спрягаться? Я б вам показал, жаль, что у меня нет времени!

— Время мы тебе найдем. Какое тебе, настоящее или прошедшее?

— Лучше будущее,— говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время.— Да не забудьте про Вспомогательный Глагол!

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный — только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит.

Зачем ему шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени.

(Ф. Кривин)

2. Наблюдение над языковым материалом

Найти глаголы в инфинитиве, обратив внимание на окончания, их правописание. Записать глаголы в тетрадь.

Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник, и страдать, когда ей плохо. И главное — беречь Родину. Не давать в обиду тем, кто, думая только о себе, способен забыть об интересах Родины.

(По Ю. Яковлеву)

К выписанным глаголам подобрать глаголы совершенного вида. Сравнить их. Можно ли прочитать текст, употребив глаголы совершенного вида? Чем будет отличаться этот текст? Какой звучит верно?


III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Представьте себе, что вы инструктор по плаванию. Какие глаголы вы будете использовать, обучая ребят плавать? Запишите их.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

— Переходным считается глагол, способный управлять винительным падежом без предлога, например, писать письмо. Задумайтесь: почему переходным считается глагол, управляющий только винительным падежом без предлога? Разве на слова в форме других падежей действие не переходит или переходит частично? Сравним примеры: вести автомобиль — «управлять автомобилем», смотреть фильм — «любоваться картиной», помнить тот день — «помнить о том дне», награждаю ученика — «вручаю ученику».

В языке есть еще много неясного, над чем стоит поломать голову!

Если к глаголу прибавить частицу -ся, он изменит значение: в одних случаях действие возвратится к деятелю (умываю брата — умываюсь), в других изменения будут значительными. Пример резкого расхождения значений — одно из значений глагола тащить — «вести, тянуть за собой», значение глагола тащиться — «идти или ехать медленно, с трудом», а также буквально понятое значение этого глагола — «тащить самого себя».

2. Ознакомление со схемой (с комментариями учителя)


Переходные и непереходные глаголы



Запомните:

купить билет

взять пенал

забыть ключ


Говорите правильно:


надеть (что? на кого? на что?)

одеть (снабдить одеждой) кого?

надеть

пальто

одеть

ребёнка

снять

шапку

раздеть

сына


перчатки


дочь


кольцо




3. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 43)


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Выпишите сначала предложения с переходными, а затем с непереходными глаголами

А. 1) Сквозь туман кремнистый путь лежит (М. Лермонтов).

2) От работы пила раскалилась добела.

3) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (Максим Горький).

Б. 1) Белые ручки чужие труды любят.

2) Напишешь пером — не вырубишь топором.

3) Без букв и грамматики не учатся и математике.

4) Рыбак рыбака видит издалека.

5) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (Пословицы)

2. Работа с упражнениями учебника — упражнения 103, 107 (письменно)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

• Какие глаголы называются переходными, а какие — непереходными?

• Какие глаголы называются возвратными?

• В чем сходство и различие возвратных глаголов в украинском и русском языках?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выполнить упражнение 11 (письменно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]