Все уроки Русского языка 7 класс
Устаревшие слова - ЛЕКСИКОЛОГИЯ - ВСЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА 7 класс
Цель: дать понятие об устаревших словах; научить находить их в тексте; понимать целесообразность их употребления; обучать умению объяснять лексические значения устаревших слов с помощью толкового словаря; развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Так же, как из году в год меняют леса свои листья —
старые падают, — так и слова ветшают и гибнут.
Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.
Гораций
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа по вопросам
• Чем обусловлен процесс заимствования слов?
• Из каких языков заимствует слова русский язык?
• Какими признаками отличаются иноязычные слова от русских слов?
2. Проверка домашнего задания (выборочно)
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
— Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
— Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, соха, цеп и т. п., вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами.
Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст — палец, ланита — щека, чело — лоб и др. Таким образом, в отличие от историзмов, архаизмы являются обозначениями вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другие наименования. (Сравните ещё примеры: воитель — воин, рыбарь — рыбак, вотще — напрасно, понеже — потому что, вельми — очень, присно — постоянно и т. п.).
Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё первоначальное значение (сравните, например: копьё — оружие древнего воина и копьё спортсмена, барин — господин и барин — лентяй, белоручка и др.).
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.
В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория (победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.
Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» употреблены архаизмы перст, зеница, вещий, горний, прозябанье, уста, десница и др.
Архаизмы используются также как одно из средств создания юмора, иронии, сатиры. Этой цели служат архаизмы, например в фельетонах, баснях, пародиях и других подобных жанрах.
2. Работа с теоретическим материалом учебника (С. 28)
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Определить среди данных слов историзмы
Поместье, дворянин, подшефный, купец, конферансье, приказчик, дворянин, широкоэкранный, жалованье, лётчик.
2. Найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова 7 слов с пометкой «устарелые» и 3 многозначных слова, одно из значений которых устарело. Составить предложения, используя слова с этими значениями
3. Работа с учебником
а) Выполнить упражнение 63 (устно);
б) выполнить упражнения 66,67 (письменно).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Беседа по вопросам
• Что такое архаизмы и историзмы?
• Чем они отличаются друг от друга?
• Можно ли заменить другими словами слова, вышедшие из употребления?
• Для чего в художественной литературе используются устаревшие слова?
2. Заключительное слово учителя
— В заключение мы отправимся с вами в Киев самого начала нашего века.
Выйдем пораньше. Только рассвело, и на улице ещё мало народу. Смотрите, вон кто-то приставил к столбу лестницу и взбирается по ней. Это фонарщик. Утром он поменяет керосиновые лампы в фонаре, а вечером зажжёт их. Не очень-то светло на улицах от такого освещения, но старый фонарь и старый фонарщик честно несут свою службу.
А вот и старый киевский транспорт — конка, двухэтажный вагончик с открытым верхом. А тянут этот вагончик лошади — где две, где одна. Хоть он и по рельсам движется, а очень медленно. Долго ждут встречную конку, потому что рельсы проложены в один путь. А если конка сойдёт с рельсов? Не беда. Все пассажиры выйдут, а кучер, кондуктор и человек пять-шесть пассажиров раскачают её за подножки и поставят на место. Опять зазвенит колокольчик, конка дальше повезёт пассажиров.
Видите, мимо нас в форменных шинелях пробегают мальчишки. Спешат и девочки. Пойдёмте за ними, посмотрим, как учатся в старом Киеве. Недалеко мужская гимназия, женская — в другой стороне.
Заглянем в класс. Хорошо, здесь как раз урок русского языка. Послушайте, о чём спрашивает учитель мальчиков.
— Сколько букв в русском алфавите?
— Тридцать семь, господин учитель!
Вас не удивляет, ребята, что в русском алфавите оказалось 37 букв, а не 33, как теперь? Ведь до 1917 года существовали ещё «ять», «и десятеричное», «фита», «ижица».
Видите, мальчик на доске записывает слова с буквой «ять» в корне. Слов таких было очень много, все надо запомнить.
Учитель почему-то сердится. Видимо, мальчик не знает этих слов. Вот все открывают книги и начинают учить слова. Не будем мешать им. Отправимся дальше.
Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдём в одну из них. За кассой торжественно восседает хозяин лавки — купец. Около первых покупателей суетятся приказчики (наёмные служащие купца).
А на улице всё больше народа. Городовой (полицейский, наблюдавший за порядком в городе) вытянулся в струнку, приветствуя проезжающего в карете начальника полиции — полицмейстера.
Спешит на работу мастеровой люд. Вот мимо нас пробежал какой- то паренёк с картонкой. А вон другой несёт ещё что-то. Почему они не учатся? А ничего удивительного. Прежде ребятишки бедняков, научившись кое-как читать и писать, часто шли работать в подмастерья, «мальчиками» в лавку, в парикмахерскую. Да-да, именно «мальчиками». Так назывался человек, обычно мальчик-подросток, который выполнял самую разную работу — подавал, приносил, относил. А делать всё нужно было быстро, вот и бегал он целый день. От старых времён у нас осталось только выражение «мальчик на побегушках».
Вот мы и совершили короткое путешествие по старому городу.
Уходит из жизни предмет, уходит вместе с ним и название. Идёт время, умирают слова, которые нам казались нужными. Наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, хорошо нам понятных слов.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по данной теме.
2. Выполнить упражнение 68 (письменно).
Приложение
Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Вот несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око — орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а всё-таки окна. От слова око произошло и слово очки.
Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина — это мясо телёнка, свинина — мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.
Или старое слово рех. Оно означало — дыра, отверстие. Теперь, вероятно, вам понятно, почему мы говорим прореха, решётка, решето. А вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались — лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист), лопасть (тоже внешне похожа на лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: человек с большими, как лопы (листья), ушами. Запишите в тетради слова со старыми корнями лоп, уста, око.
Слова пушкарь, стрелец тоже оставили наследство — это фамилии Пушкарёв, Стрельцов. Послушайте, что пишет о русских фамилиях А. Митяев.
Было время — русские обзаводились фамилиями по характеру, по наружности, по занятию. Теперь ходят по улицам Воиновы, Стрельцовы, Солдатовы, Пушкарёвы. Это уж точно: их прадеды умели постоять за родную землю!
А как же прадеды Добряковых? Может, они врага хлебом-солью потчевали? Или прадеды Смирновых? Может, они за печкой смирно сидели?
В том-то и счастье нашей земли, что, когда враг шёл на неё с мечём, Добряковы становились суровыми и Смирновы — грозными.
Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мёд диких пчёл. Человек, который собирал мёд, назывался бортник. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия — Рындин. Помните в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольною царицей: «По бокам её стража, на плечах топорики держат». людей, которые с топориками (секирами) охраняли царя, называли рындами — отсюда и фамилия Рындины.
* * *
Этой истории ещё не было, но она непременно произойдёт Завтра. Вот эта история.
В тот день, который называется «Завтра», одна старая учительница построила своих учеников парами и повела их в Музей Прошлого, где собраны вещи, которые уже никому не нужны. Такие, например, как царская корона, шлейф королевы, трамвай и тому подобное.
В одной небольшой запылённой квартире лежало под стеклом слово плакать.
Школьники Завтрашнего Дня прочитали записку с названием, но ничего не поняли.
— Синьора, а что это такое?
— Наверное, старинное украшение?..
Учительница объяснила ребятам, что раньше, очень-очень давно, это слово было в большом употреблении и приносило людям много горя. Она показала при этом на небольшой стеклянный сосуд и сказала, что в них хранятся слёзы. Может быть, их пролил какой-нибудь несчастный раб, избитый хозяином, а может, какой-нибудь мальчик, оставшийся без крова.
— Слёзы похожи на воду! — сказал один школьник.
— Да, но они обжигают! — ответила учительница.
— А, их, должно быть, кипятят перед употреблением! — догадался кто-то.
Нет, школьники совсем ничего не понимали. Под конец им стало просто скучно в этом зале. Тогда учительница повела их дальше, в другие залы музея, где они увидели более понятные вещи: тюремную решётку, чучело сторожевой собаки, замок и так далее. Всё это были вещи, которых уже давно нет в счастливейшей стране Завтрашнего Дня.
Дж. Родари «Слово плакать»