Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» - Правописание наречий - Текстоведение
Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о правописании местоименных наречий; 2) отрабатывать умение применять соответствующие способы действия при выборе написания наречий; 3) тренировать учащихся в проведении разных видов грамматического разбора наречий.
I. Разряды наречий по значению (проверка домашнего задания к уроку 86, объяснительный диктант)
Один из учеников делает сообщение о разрядах наречий по значению, после чего проведём объяснительный диктант.
Задание. Запишите наречия в составе словосочетаний. Объясните написание каждого наречия и определите его разряд по значению.
Помахать рукой издалека, перепутать сослепу, возвратиться домой, дважды пообещать, по-дружески подмигнуть, восторженно приветствовать, уже выучил, нарочно прищурился, повторял накануне, увидеть изнутри, ошеломляюще красиво вокруг, пожать руку, засидеться дотемна, прикрыть сверху, сгоряча не разобрать, чрезвычайно интересно, сначала нужно поздороваться, поневоле поверишь, повернуть направо, благополучно переждать, кататься с горы зимой, проговорить намеренно медленно, сплошь зарасти, расположиться неподалёку, точь-в-точь Снегурочка, сложить вдвое, ежедневно бывал здесь, вовремя остановился, принесите побыстрее, не писал оттуда, сразу исчез.
II. Способы образования наречий (повторение – проверка домашнего задания, задание учителя)
После того как один из учеников расскажет об основных способах образования наречий, предложим ребятам выполнить следующее задание.
Задание. Запишите следующие наречия в составе словообразовательных пар. Укажите средство(-а) и способ образования каждого из них.
Засветло, досуха, днём, захватывающе, по-нашему, во-первых, чуть-чуть, слева, по-русски, крепко-накрепко, точь-в-точь, настойчиво.
III. Правописание местоимѐнных наречий (текст на с. 11, творческий диктант, сочинение-миниатюра)
Учащихся сильного класса попросим рассказать о местоименных наречиях: их значении, делении на группы и правописании. Ученикам слабого класса предложим ответить на вопросы (см. этап II урока 66), а в случае затруднения внимательно перечитать текст на с. 11.
После этого можно предложить ученикам выполнить следующие упражнения (деформированный текст, приведённый в упражнении 2, предварительно выносится учителем на доску).
Упражнение 1. 1. Перечислите по памяти и запишите в тетрадь вопросительно-относительные наречия. Образуйте от них все возможные неопределённые и отрицательные наречия и объясните их написание. 2. Сделайте вывод о правописании неопределённых и отрицательных наречий.
Упражнение 2. Расскажите о. 2. Спишите текст, вставляя неопределённые и отрицательные наречия и объясняя их написание.
Может быть, и есть (...) ещё такие весёлые люди, как Васька Семечкин, но в нашем классе такой один.
(...) не унывает мой товарищ. И когда он (...) не успевает (во)время, и когда (...) в лесу бежит (по)зади всех по лыжне, и когда (...), с огромным трудом к__рабкается (в)верх по канату, (всё)равно играет на его губах (не)много насмешливая улыбка, (как)будто Васёк посмеивается сам над собой.
(По)этому мы с ребятами (...) не ходим без Васькá – ни в кружки, ни в кино. Если (...) случается (не)приятность, мы учимся у одноклассника относиться (к)ней (с)улыбкой, что(бы) не тратить силы на (не)нужную досаду, а (на)оборот, стараться исправить ситуацию.
2. Прочитайте восстановленный текст выразительно. Объясните, что ценят ребята в характере своего одноклассника Васи Семечкина. Озаглавьте текст.
3. Из предпоследнего предложения выпишите наречия и проведите их морфологический разбор.
4. Выпишите из текста предпоследнее предложение и проведите его синтаксический разбор.
5. Опишите характер одного из своих одноклассников, соседей, родственников или литературных персонажей, обладающих, по вашему мнению, каким-то необычным качеством.
Примечание. Объясним семиклассникам, что позади всех (бежит позади всех) – местоимение с предлогом.
Д. з.: 1) рассказать о правописании наречий (схема на с. 24, упр. 561, текст на с. 37 - 38); 3) упр. 532, 515 (повторение).