Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий - Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи - Правописание морфем

Цели урока: 1) отрабатывать навык правильного произношения глаголов, деепричастий и причастий, трудных в орфоэпическом отношении; 2) тренировать в правильном образовании форм глагола и использовать их в словосочетаниях со связью управление.


I. Правильное употребление местоимений (повторение – проверка домашнего задания, словарный диктант)

Предложим учащимся прочитать восстановленные предложения из упражнения 332 и объяснить написание отрицательных местоимений, а затем продиктуем для записи следующие словосочетания: ни о чём не могу спросить, ни в чём не виноваты, ничем не смогу помочь, не жалеют ни о ком, некому руку подать; обеспечение жизнедеятельности, комфортабельная гостиница, клеящий карандаш, неизгладимое впечатление, приобрести популярность. После этого попросим ребят обменяться тетрадями и проверить записи друг друга.


II. Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий. Орфоэпические нормы (упр. 334 (1), 335, 337, 339-341)

В слабом классе, прежде чем ребята приступят к выполнению упражнения 334, попросим их вспомнить, что такое спряжение (изменение глагола по лицам и числам) и сколько форм лица существует у глагола. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться опорной таблицей, предварительно подготовленной на доске, например:



1 лицо

я


1 лицо

мы

Единственное число

2 лицо

ты

Множественное число

2 лицо

вы


3 лицо

он, она, оно


3 лицо

они


Можно сначала организовать хоровое проговаривание личных форм глаголов, а затем предоставить возможность потренироваться отдельным ученикам.

После того как учащиеся самостоятельно выполнят задание 1 упражнения 334, предложим прочитать приведённые формы глаголов отдельным ученикам, а затем организуем взаимотренировку в парах.

Поможем ребятам понять, что произношение слов, образованных от данных с помощью приставок (кроме вы-), регулируется теми же правилами, что и произношение исходных слов:забралά (ударение смещается с основы на окончание), забрало, забрали (ударение остаётся на основе).

Организуем многократное орфографическое проговаривание указанных на плашке (с. 129) слов (задание 1 упражнения 337), а затем проведём совместную работу с заданием 2.

В слабом классе рекомендуем использовать в качестве основы для составления предложений приведённые в словарных статьях слов компрометировать и констатировать примеры.

Предложим ребятам использовать в ответе по заданию упражнения 339 следующий образец: «Занять – занявший, начáть – начáвший».

Одна из форм работы с упражнением 341 – многократное проговаривание приведённых в упражнении деепричастий «по цепочке» (по одному слову).

Предоставим семиклассникам возможность использовать для заполнения таблицы в упражнении 340 соответствующие формы следующих прилагательных и причастий: краткий, целый, бедный, важный, верный; зáнятый, нáчатый, прѝнятый, зáпертый, созданный. Укажем, что прилагательные бедный, важный, верный в краткой форме множественном числе имеют варианты ударения: бѐдны и бедны, вáжны и важны, вѐрны и верны. Предложим с формами прошедшего времени глаголов поработать устно: ещё раз произнести правильно приведённые в упражнении 335 примеры.


III. Грамматические нормы (344 – 348)

Прежде чем учащиеся ознакомятся с заданием упражнения 344, попросим их объяснить, в чём заключаются особенности спряжения глаголов победить, убедить, пропылесосить (какие личные формы указанных глаголов не могут быть образованы без использования вспомогательных глаголов).

Поможем ребятам определить различия в значении вспомогательных глаголов: хочу – «имею желание, ощущаю потребность»; сумею – «окажусь достаточно умелым, способным»;стремлюсь – «настойчиво добиваюсь»; могу – «имею возможность».

В слабом классе проведём совместно предварительную работу по составлению списка слов, которые могут быть использованы для составления предложений (упражнение 344), например:соревнование, состязание, олимпиада, конкурс, игра, турнир, матч.

Предложим ученикам составить и произнести одно предложение с образованным в соответствии с заданием упражнения 345 деепричастием и попросим авторов наиболее интересных примеров продиктовать их одноклассникам, объясняя постановку знаков препинания.

В ходе работы с упражнением 346 заострим внимание учащихся на том, что глагол оплатить может управлять только беспредложными формами существительных.

Предоставим возможность всем желающим назвать свои варианты словосочетаний (упражнение 347), и, таким образом, многократно произнести соответствующие формы, например:поезжай вперёд, поезжайте быстрее, поезжайте прямо, поезжайте по дороге, поезжайте за этой машиной и т. п.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам самостоятельно выполнить задание упражнения 348, а затем провести совместную проверку или дать возможность ученикам сверить свои записи со списком форм, вынесенных отдельными учениками на доску: увлечёшься, не завишу, дано, ошибся, поезжай, нагибай, порванный, проголодавшегося, прохаживаясь, протекая.


Д. з.: 1) упр. 336 (см. примечание 1); 2) упр. 333; 3) индивидуальные задания – упр. 338 (см. примечание 2), 342 (см. примечание 3).

Примечания. 1. Нацелим учеников на составление интересных по содержанию и форме предложений. 2. Распределим задание упражнения между четырьмя учениками, предложив каждому поработать с одной из схем и затем образовать в соответствии с этой схемой форму приведённых в задании 2 глаголов. 3. Предложим ученику поработать с первым – третьим глаголами, используя орфоэпический словарик.

Резерв – упр. 334 (2), 343.






Для любых предложений по сайту: [email protected]