Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя
Причастие и деепричастие как особые формы глагола - Грамматика: морфология и синтаксис - Разделы лингвистики
Цели урока: 1) повторить и систематизировать сведения об образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени и деепричастий совершенного и несовершенного вида; 2) тренировать учащихся в образовании причастий и деепричастий.
I. Глагол (повторение – проверка домашнего задания, упр. 152)
Предложим семиклассникам в течение трёх-пяти минут восстановить в тетрадях схему, показывающую морфологические признаки глагола (упражнение 150), а затем проверить свою работу по учебнику.
Выполняя задание 1 упражнения 152, учащиеся составят высказывание примерно следующего содержания: «Автор текста рассуждает о том, почему в лесу необходимы ловкие руки, и доказывает, что они необходимы для того, чтобы выжить: избежать неприятностей, добыть пищу и устроиться на ночлег. Это художественное рассуждение - фрагмент из рассказа Николая Сладкова».
По своему усмотрению учитель может сократить задание 2 упражнения попросить ребят выписать формы условного (взяли бы, остался бы, убежала бы, казалось бы) и повелительного наклонения (попробуй-ка).
Один из вариантов проверки правильности поморфемной записи глаголов из упражнения 154 (задание 2) – сверка свой работы с записью, предварительно сделанной на доске учителем:сп-ит, говор-ят, по-сп-а-ть, на-чин-а-ет, пад-а-ть, за-бир-а-ет-ся, за-сып-а-ет, пит-а-ет-ся, жир-е-ет, люб-ит, по-леж-а-ть, по-гре-ть-ся, сто-ит, о-гляд-ыва-ет-ся, из-да-ёт, исчез-а-ет, под-хват-ыва-ют, дежур-ят, при-слуш-ива-ют-ся, на-стораж-ива-ют-ся, у-ход-ят, до-вер-я-ют, наход-ит-ся, охот-и-ть-ся, зна-ют. Попросим ребят объяснить выбор написания суффикса -ива- (-ыва-) в глаголах несовершенного вида и привести и записать два-три примера глаголов с суффиксом -ова-.
Учащиеся отметят, что в тексте преобладают глаголы в форме 3-его лица, так как в тексте речь идёт о сурке, который представляет собой предмет (объект) описания. Попросим объяснить, какие формы глаголов нужно будет использовать при пересказе текста от имени сурка (задание 3).
После этого послушаем пересказы желающих и определим, чьё устное рассуждение оказалось наиболее убедительным по содержанию и ярким в преподнесении.
II. Образование и морфологические признаки причастий и деепричастий (упр. 162, 166, 163, 164)
Попросим семиклассников вспомнить, какие основы глагола используются для образования форм повелительного и условного наклонения, и привести соответствующие примеры.
В слабом классе напомним, что при образовании форм повелительного наклонения используется основа настоящего (глаголов несовершенного вида) или будущего простого времени (глаголов совершенного вида) времени, а для образования форм условного наклонения – основа инфинитива (совпадающая с основой прошедшего времени) глагола. Отметим также, что основа настоящего (будущего простого) времени определяется обычно путём отсечения окончаний от личных форм глагола (кроме формы 1-го лица, в основе которой обычно происходит чередование согласных: видеть – вижу). Предложим образец записи, например: образуют → образуй, напишут → напиши; образовать → образовал бы, написать → написал бы.
После этого ученики выполняют упражнение 162. Попросим ребят вспомнить, при каком условии для образования причастий настоящего времени используются суффиксы -ущ- (-ющ-) и -ем- (-ом-), а при каком - -ащ- (-ящ-) и -им-. По своему усмотрению после работы с примерами упражнения учитель может потренировать семиклассников, предложив им следующее задание.
Задание. Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от указанных глаголов. Объясните, почему не от всех данных глаголов можно образовать причастия настоящего времени.
Видеть, увидеть, распределять, распределить, кашлять, гнать, колоть.
Упражнение 166 тренирует орфографические умения учащихся. Ученикам слабого класса предложим образец записи и образец устного ответа.
Образец: строить (I спр.) – строят – строящий. Глагол строить оканчивается на -ить и не входит в группу глаголов-исключений, поэтому относится ко второму спряжению. Следовательно, действительное причастие настоящего времени образуем от основы настоящего времени стро- с помощью суффикса -ящ-.
После того как учащиеся составят высказывание по схеме в упражнении 163, напомним: 1) действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -вш- от основы инфинитива, которая оканчивается на гласный, и с помощью суффикса -ш-, если основа оканчивается на согласный; 2) страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -енн- от усечённой основы глаголов на -ить и с помощью суффикса -нн- от глаголов, основа инфинитива оканчивается не на -и. Суффикс -т- может использоваться, если основа глагола состоит из одного-двух слогов. Уточним, что перед суффиксами -вш-, -ш-, -нн-, -т- сохраняется та гласная, которая стояла на конце основы инфинитива.
Важно, чтобы при определении сходства и различий в образовании и морфологических признаках причастий и деепричастий (упражнение 164) учащиеся отметили следующее: 1) и причастия, и деепричастия образуются от основы настоящего (будущего простого) и от основы инфинитива глаголов, но для их образования используются разные суффиксы; 2) и причастия, и деепричастия сохраняют такие постоянные морфологические признаки глагола, как вид, возвратность, переходность, но у деепричастия, в отличие от причастия, отсутствуют категории залога и времени; 3) причастие объединяет в себе свойства глагола и прилагательного, поэтому изменяется по падежам и числам, а в единственном числе – по родам, страдательные причастия могут иметь краткую форму; деепричастие объединяет свойства глагола и наречия, поэтому, в отличие от причастия, не изменяется.
Д. з.: 1) упр. 162 (1) и 163 (1) повторить, 2) упр. 158, задание записать четверостишие по памяти – по желанию; 3) индивидуальные задания – упр. 159, 169, 170.