Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (повторение) - Правописание частиц - Предлог

Уроки русского языка 7 класс - Пособие для учителя

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (повторение) - Правописание частиц - Предлог

Цель урока: закреплять умение учащихся выбирать слитное или раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.


I. Правописание частиц не кто иной, как; не что иное, как и сочетаний никто иной, как; ничто иное, как (текст на с. 162, упр. 837, 838)

В процессе анализа приведённых в тексте на с. 162 примеров обратим внимание учеников на роль частиц не кто иной, как и не что иное, как: они используются при подчёркивании, что речь имеет именно о данном лице, предмете, явлении, и соответствуют по значению частицам именно, как раз. Например: Это был не кто иной, как мой верный друг. - Это был именно мой верный друг.

Предоставим ребятам время для заучивания содержания текста и предложим отдельным ученикам устно его передать.

В слабом классе при работе с заданием 1 упражнения 837 учитель по своему усмотрению может сначала предоставить учащимся возможность самостоятельно составить соответствующие предложения, а затем продиктовать им для анализа готовые примеры.

Задание. Запишите предложения под диктовку, объясняя выбор частиц не кто иной, как и не что иное, как или сочетаний никто иной (другой) и ничто иное (другое).

1) Никто другой не умеет меня так поддержать, как друг. 2) Ничто иное так не радует малышей, как катание с гор. 3) Капитаном команды стал не кто иной, как победитель прошлогодних соревнований. 4) Никто иной, кроме учителя, не смог объяснить мне решение этой сложной задачи. 5) В коробке оказалось не что иное, как все необходимые спортивные принадлежности.

По своему усмотрению учитель может предложить семиклассникам сначала выписать из текста упражнения 838 слова со скобками, выбирая соответствующее написание, а затем закрыть книги и записать под диктовку учителя. После записи каждого из предложений попросим учеников подчёркивать его грамматические основы, обводить союзы, а союзные слова подчёркивать как члены предложения, сопровождая эту работу устными объяснениями.

В слабом классе после подробных объяснений особенностей употребления частиц не и ни с числительным один и напоминания о написании неопределённого наречия несколько и отрицательного наречия нисколько предложим выполнить следующее задание.

Задание. Запишите предложения, проводя их смысловой анализ при выборе соответствующих слов.

1) Валера пришёл в школу не один, а с сестрёнкой. 2) Ни один из участников сегодняшнего пробега не показал хорошего результата. 3) Бабушка за этот год нисколько не изменилась. 4) Не одна Катя сегодня будет сдавать экзамен. 5) Юным актёрам нисколько не жаль потраченного на репетиции времени. 6) Ни одна из предложенных ребятами идей не была одобрена руководителем танцевальной группы. 7) Некоторые гости несколько задержались.

Попросим учеников назвать грамматический омоним неопределённого наречия несколько (неопределённое местоимение несколько), составить с ним предложение и записать это предложение в тетрадь, подчеркнув все слова как члены предложения. Напомним, что местоимение несколько составляет с существительным неразложимое словосочетание (выполняющее роль одного члена): На место сбора в назначенное время пришли только несколько человек; По пути домой Саша встретил нескольких одноклассников.


II. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи (повторение - проверка домашнего задания, упр. 840, 841)

Предоставим возможность тем ученикам, которые выполнили домашнее задание по желанию (упр. 836 (3)), выступить с устным рассказом.

Семиклассники поочерёдно проводят орфографический анализ слов со скобками из предложений в упражнении 840 и по просьбе учителя указывают морфемный состав причастий (на-пис-а-нн-ый, не-пред-вид-енн-ые, сказ-а-нн-ое, не-сказ-а-нн-ое, рас-пуст-и-вш-ий-ся, недо-чит-а-нн-а-я, не-о-конч-енн-ый, с-кош-ен-а, под-рез-а-н-ы, за-пуш-ённ-ый, про-сох-ш-ей, при-глуш-ённ-ые, за-туман-енн-ые, недоуме-ва-ющ-им, не-гн-ущ-ими-ся, не-мерц-а-ющ-ие, за-сты-вш-ие).

Проведя лингвистический эксперимент (задание 2), семиклассники вспомнят, что существуют видовые пары, глаголы в которых различаются местом ударения (забѐгала – забегáла), и различающиеся местом ударения видо-временные глагольные формы (узнáю узнаю), что некоторые омонимичные формы существительных различаются местом ударения (óкна – форма мн.ч. существительного окно, окнá – форма ед.ч. род.п. существительного окно; глазá – форма мн.ч. существительного глаз, глáза – форма ед.ч. род.п. существительного глаз).

По своему усмотрению учитель может предложить дополнительные задания к приведённым в упражнении 840 предложениям.

1. Подчеркните в предложении 4 прилагательные в значении существительных как члены предложения.

2. В предложении 7 подчеркните грамматические основы.

3. Проведите синтаксический разбор предложения 9.

4. В предложениях 10 и 12 подчеркните однородные члены.

5. Составьте схему предложения 11.

6. Выпишите из предложений одно из причастий (на выбор) и проведите его морфологический разбор.

Поможем семиклассникам после анализа примеров в упражнении 841 сделать вывод, что для выбора слитного и раздельного написания не со словами нужно определить частеречную принадлежность этих слов и некоторые грамматические признаки.


Д. з.: 1) повторить упр. 813, 814, 828, текст на с. 162; 2) упр. 842.






Для любых предложений по сайту: [email protected]