Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА - Урок 2
Цели:
1. Формирование умения различать деловую (информативную) и художественную (изобразительную) характеристику.
2. Формирование умения создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация).
Ход урока
I. Диктант из лингвистических терминов.
Задание: записать без ошибок, дать толкование терминам.
Повествование, официально-деловой стиль, средства изобразительности, характеристика, редактирование, рассуждение. параллельный способ связи, метафора, абзац, описание состояния человека.
II. Актуализация знаний.
1. В прочитанном тексте выделите типологические фрагменты (то есть определите, какие типы речи встречаются).
Автобус еще не ушел, и я сразу увидел Витьку со стороны, где не открывались окна. Витька тоже увидела меня и ухватилась за ручку рамы, чтобы открыть окно.
Автобус взревел и медленно пополз по немощеной дороге, растянув за собой золотистый хвост пыли. Витька рванула поручни, и рама со стуком упала вниз.
Витька улыбнулась своим большим ртом радостно, преданно, открыв в этой улыбке всю свою хорошую душу и тут я своими глазами увидел, что Витька – самая лучшая девчонка на свете. И самая красивая.
В окошке снова появилась Витькина голова с трепещущимися на ветру пепельными волосами. Витька с силой швырнула через ручей монетку. Была такая примета: если кинешь монету, когда-нибудь обязательно вернешься назад...
(По Ю. Нагибину)
Это повествование, в которое включены описание человека (характеристика) с рассуждением и описание внешности.
Это деловая характеристика или художественная? Художественная. Художественная (изобразительная) характеристика несет в себе отношение автора, деловая (информативная) - беспристрастна, в ней лишь факты.
2. Вернемся к тексту упр. 498. Попробуйте создать деловую характеристику Юрию Сенкевичу, герою очерка, на основе сказанного. Например, начать можно так: «Ю. Сенкевич - ведущий телепередачи «Клуб путешественников». Он путешествовал на парусном судне «Ра»... Его отличают любознательность... Он награжден...».
3. Творческое задание.
Упр. 501 по заданию. Проговорить устно, выслушать несколько вариантов. Затем письменно текст-характеристику.
III. Домашнее задание: упр. 504 устно, упр. 495 (написать деловую характеристику).