Уроки русского языка в 7 классе - поурочные планы
РАЗЛИЧЕНИЕ ЧАСТИЦ И ПРИСТАВОК НЕ И НИ
Цели:
1. Закрепление навыка написания частиц и приставок не и ни.
2. Обобщение знаний по морфологии
3. Пунктуационный повтор.
Ход урока
I. Устное тестовое задание.
1. Найди строчку, в которой во всех словосочетаниях пропущена буква «и»:
а) ни разу, нисколько не сомневался, не_мог не сказать, не было ни пылинки;
б) негромко, ни с кем не дружил, непогода, ни свет ни заря;
в) что ни говори, никого не вини; куда ни глянешь, всюду...; нисколько не испугался.
2. Найди строчку, в которой слова написаны раздельно с не и ни:
а) ни/пуха ни/пера; не/прочитано; не/раз; ни/о чем;
б) не/мог, не/навидя, ни/когда, ни/звука;
в) не/где, не/боясь, не/прекращающийся ни/на миг.
Те, кто ошибся, должны записать правильно всю строчку, объяснить ее.
II. Актуализация знаний.
1. Продолжи строчку:
I вариант: 1) Кто ни прочитает эту книгу, ...
Кто не прочитает эту книгу, ...
II вариант: 1) Когда ни приедешь к бабушке, ...
Когда не приедешь к бабушке, ...
I вариант: 2) (Куда ни...),...
..., (что бы ни...)
II вариант: 2) (Куда не...),...
..., (что бы не...)
Взаимопроверка. В случае сомнения обращаться за помощью к учителю.
2. Объяснительный диктант.
Комментированное письмо.
В сорок втором году, несмотря на жестокие обстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах не было ни одного стекла: они были выбиты при бомбежке. Одно окно было затянуто одеялом, и в класс едва-едва проникал неяркий свет. Ребята, не имеющие возможности ни обогреться, ни поесть досыта, выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.
Как ни старались фашисты, они не смогли сломить духа ленинградцев.
3. Выборочный диктант.
Задание: записать только синтаксические конструкции с не и ни.
1) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой.
2) Кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не уронив ни крошки.
3) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту.
4) За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
5) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестаешь удивляться России.
6) Широта его интересов не могла не удивлять меня.
III. Проверка домашнего задания.
1. Самопроверка: используя знания и умения, полученные сегодня, перепроверить домашние упражнения.
2. Упр. 368 - устно, читающему - оценка.
IV. Закрепление изученного.
По материалу § 27 составить релейный диктант «Написание частиц».
V. Домашнее задание: подготовиться к релейному диктанту по материалу § 27.