Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание гласных в корне слова - Урок 2
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Позитивный 2. Гармоничный 3. Оптимальный 4. Толерантный |
A. Отличающийся соразмерностью элементов. Б. Относящийся к жизни оптимистически. B. Наиболее благоприятный. Г. Терпимый. Д. Выраженный в позитивной форме. |
Грамматическая разминка
- В каких словосочетаниях допущены ошибки в образовании формы слова? Исправьте их и запишите правильный вариант.
1) в противовес к нему _________________________________________
2) предостеречь от поступка ____________________________________
3) действовал согласно закона __________________________________
4) надеть на палец кольцо ______________________________________
5) оплатить за товар ___________________________________________
6) заглавная должность ________________________________________
7) отзыв на книгу _____________________________________________
8) мука для оладьев ___________________________________________
9) колеблется в выборе ________________________________________
10) приготовление макаронов ___________________________________
Орфографический тренинг
Правописание гласных в корне слова Вставьте пропущенные буквы, выделите корни, ответьте на вопросы. 1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? 1) обл..чать пороки, прит..снять, ок..ймлять; 2) откл..нение, ш..ршавый, п..лящий зной; 3) вопл..тить, обн..жать, нав..ждение; 4) фат..лист, нам..реваться, д..лина. 2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? 1) соск..чить, вым..кнуть, неср..вненный; 2) одухотв..рение, раз..рение, зан..мать; 3) неизм..римое пространство, упл..тить долги, р..внина; 4) предв..рительный, ур..вень, пром..кашка. 3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) ижд..венец, ин..й, инц..дент; 2) насл..ждение, препод..ватель, комп..нент; 3) ск..чок, возл..гаемый, военная к..мпания; 4) р..весник, прик..снуться, пл..вучесть. |
Вспоминаем! Написание чередующейся гласной в корне определяется: • ударением (-гар-/-гор-; -зар-/-зор-, -клан-/-клон-); • последующей согласной (-раст-/-ращ-/-рос-, -лаг-/-лож-; -скак-/-скок-); • наличием суффикса а после корня (-кас-а-/, корни с е/и); • значением корня (-мак-/-мок-, -равн-/-ровн-). NB! Помните, что есть омонимичные корни! Отличайте корни с чередующейся гласной от других корней! |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Когда Горький имел дело с новым, чем-нибудь заинтересовавшим его человеком, он умел быть обворожительным, как женщина. (2)Для этого ему нужно было немного: только начать рассказывать о каких-нибудь своих приключениях и встречах с людьми. (3)Рассказчик он был превосходный, люди, о которых он говорил, оживали и садились с нами за стол, их можно было видеть и слышать. (4)Некоторых из этих людей я встретил позже в книге Горького — и мне показалось, что Пешков в тот вечер рассказал о них ещё лучше, чем Горький в своей книге. (5)Недели через три или месяц одиночные оружейные выстрелы, которые были аккомпанементом моей первой встречи с Горьким, превратились в трескотню пулемётов и глухие удары пушек: на улицах Петербурга шли бои, это была октябрьская революция. (6)Огромный корабль России оторвало бурей от берега и понесло в неизвестность. (7)Никто, вплоть до новых капитанов, не знал: разобьётся ли корабль вдребезги или пристанет к какому-нибудь неведомому материку.
(8)Однажды утром, сидя в заставленном книжными полками кабинете Горького, я рассказал ему о возникшей у меня в те дни идее фантастического романа. (9)Место действия — стратоплан, совершающий междупланетное путешествие. (Ю)Недалеко от цели путешествия — катастрофа, междупланетный корабль начинает стремительно падать. (11)Но падать предстоит полтора года! (12)Сначала мои герои, разумеется, в панике, но как они будут вести себя потом? (13)“А хотите я вам скажу как? — Горький хитро пошевелил усами. — Через неделю они начнут очень спокойно бриться, сочинять книги и вообще действовать так, как будто им жить, по крайней мере, ещё 20 лет. И, ей-богу, так и надо. Надо поверить, что мы не разобьёмся, иначе — наше дело пропащее”. (14)И он поверил.
(Е. Замятин)
1. В каких предложениях используется такое средство выразительности, как развёрнутая метафора? Выпишите номера предложений, метафору подчеркните в тексте.
2. Найдите предложение, в котором используется сравнение. Укажите его номер.
3. В первом абзаце найдите пример инверсии. Выпишите этот пример.
4. Определите стиль текста.
5. Какие служебные части речи встречаются в предложении 7? Выпишите их.
6. Каким способом образовано слово ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ?
А можете ли вы показать словообразовательную цепочку этого слова?
7. Из предложений 2, 3 выпишите местоимения, указав их разряд и синтаксическую роль в предложении.
8. Объясните постановку двоеточия в предложениях 2, 5, 7.
9. По какой причине в предложении 10 поставлено тире?
10. Подчеркните в предложении 3 грамматические основы, составьте схему этого предложения, охарактеризуйте его, укажите виды придаточных. __________________________________
11. Напишите сочинение-эссе по прочитанному тексту. О какой черте М. Горького пишет Е. Замятин в этом отрывке? Согласны ли вы с мнением М. Горького: “...И, ей-богу, так и надо”? Аргументируйте свой ответ.