Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание НЕ и НИ
Лексическая разминка
- Отметьте номера предложений, в которых есть тавтология. Внесите исправления.
1. Портрет был обрамлён золочёной рамкой.
2. В своей работе он руководствуется собственным опытом.
3. Это вполне приемлемый вариант для нас.
4. Автор ярко изобразил образ Самсона Вырина.
5. В разговоре со мной он говорил о своей предстоящей поездке.
6. На сайте разместили перечисление перечня услуг, предоставляемых этой фирмой.
Орфоэпическая разминка
- Расставьте ударение в причастиях и деепричастиях.
Балованный, избалованный, избаловав, бомбардированный, пломбированный, премированный, костюмированный, гофрированный.
Ободрённый, облегчённый, побелённый, включённый, закупоренный. Начавший, начав, понявший, поняв, принявший, приняв, занявший, заняв, НО: исчерпавший, исчерпав.
Начат, начато, начаты, начата, понят, понято, поняты, понята, принят, принято, приняты, принята, занят, занято, заняты, занята.
Правописание НЕ и НИ |
Сопоставляем! |
Вставьте пропущенные буквы. 1. На реке н.. шороха, н.. плеска. 2. Вокруг н.. души. 3. Н..что другое меня не интересовало. 4. Мы н.. раз были здесь. 5. Н.. один я знаю об этом. 6. Куда он н.. обращался! 7. Это был н.. кто иной, как отец. 8. Дороги нет н.. вправо, н.. влево. 9. Н..чем иным, кроме спорта, он не увлекался. 10. Пока н.. сделаешь, не звони мне. 11. Я не знаю, н.. кто вы, н.. кто он. 12. Нельзя н.. признать вашу правоту. 13. Куда он н.. писал, везде его ждал отказ. 14. Ей н.. с кем было поделиться своей радостью. 15. Всё, о чём его н.. попросят, он выполняет. 16. Он не мог н.. прийти сегодня. 17. Как н.. в чём не бывало он отправился спать. 18. Это было н.. что иное, как здание библиотеки. 19. Во что бы то н.. стало надо успеть к открытию. 20. Н.. за что н.. про что отругали. 21. Где только он н.. побывал этим летом! 22. Что н.. прочитал он, не прочитал и никто в классе. |
Не раз = много. Ни разу = никогда Не один = многие Ни один = никто Никто иной... Не кто иной, как... В предложении употребляется отрицательная частица НЕ: • в случае двойного отрицания. (две частицы не создают положительный смысл в предложении: Ты не могла не знать этого. = Ты могла это знать); • в простом восклицательном или вопросительном предложении. Усилительная частица НИ употребляется: • в простом предложении при имеющемся или подразумевающемся отрицательном сказуемом (нет, нельзя, не с глаголом); • в сложном предложении, в его зависимой части, имеющей обобщённый смысл; • в предложении с однородными членами частица ни “превращается” в союз ни — ни. По поводу устойчивых выражений чаще заглядывайте в орфографический словарь. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В начале XX века атомистическое строение материи перестало быть гипотезой, и атом сделался такой же реальностью, как реальны обычные для нас факты и явления.
(2)Выяснилось, что атом есть очень сложное образование, в состав которого, несомненно, входят электрические заряды, а может быть, и только одни электрические заряды. (З)Отсюда, естественно, возник вопрос о структуре атома. (4)Первая модель атома была построена по образцу Солнечной системы.
(5)Однако такое представление о структуре атома вскоре оказалось несостоятельным. (6)И это естественно. (7)Представление об атоме как о Солнечной системе было чисто механическим перенесением картины, связанной с астрономическими масштабами, в область атома, где масштабы — только стомиллионные доли сантиметра. (8)Столь резкое количественное изменение не могло не повлечь за собой и очень существенного изменения качественных свойств тех же явлений. (9)Это различие прежде всего сказалось в том, что атом, в отличие от Солнечной системы, должен быть построен по гораздо более жёстким правилам, чем те законы, которые определяют орбиты планет Солнечной системы.
(А.Ф. Иоффе. Журнал “Наука и жизнь”)
1. Какие типы речи встречаются в предложенном тексте? Обоснуйте свой ответ.
2. Подберите синонимы к словам НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ (предложение 5), ЖЕСТКИЕ (предложение 9)?
3. Из предложений 4—6 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ и два словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ.
4. Из предложений 1-2 выпишите все прилагательные, укажите их разряд.
5. Найдите в тексте прилагательное в форме составной сравнительной степени. Выпишите его.
6. Найдите в тексте предложение, связанное с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите его номер.
7. Выпишите из предложения 8 все частицы.
8. В каких предложениях и с какой целью автор использует вводные слова? Укажите номера предложений и ответьте на вопрос.
9. Найдите предложение с обособленным дополнением. Подчеркните его в тексте. Укажите номер предложения.
10. Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Подчеркните его в тексте, укажите номер предложения.
11. Найдите в тексте предложения с последовательным подчинением придаточных (их два). Укажите их номера, составьте схемы.
12. Подчеркните грамматические основы в предложении 1, сделайте его схему, охарактеризуйте предложение.