Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание НЕ с разными частями речи - Урок 2
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
1. Глобальный 2. Кардинальный 3. Актуальный 4. Превалирующий |
A. Стратегический. Б. Преобладающий, имеющий перевес. B. Всеобщий, охватывающий всё. Г. Самый важный, существенный, основной. |
Какие из них будут сочетаться с существительным вопрос? Запишите словосочетания.
Грамматическая разминка
- Укажите примеры с ошибкой в образовании слова. Запишите правильный вариант.
1) Увидел обоих студенток_________________________
2) Был более способнее____________________________
3) К две тысячи третьему году______________________
4) Не хочете ли попробовать _______________________
5) Вкусные торты________________________
6) Самый добрейший _____________________________
7) Съезди отдохнуть______________________________
8) Сражение под Бородином _______________________
9) Пара валенков ________________________________
10) Группа грузин ________________________________
Орфографический тренинг
Правописание НЕ с разными частями речи |
Классифицируем! |
В каждой группе примеров отметьте случаи раздельного написания НЕ, графически объяснив ваш выбор. 1 1) (не) рада тебе; 2) (не) решённый, а только начатый пример; 3) (не) успокоившийся малыш; 4) (не) взирая на лица; 5) калитка(не) закрыта. 2 1) ваши (не) успехи огорчают; 2) очень (не) интересный фильм; 3) он вовсе (не) красавец; 4) (не) успокоившееся после бури море; 5) (не) годуя по этому поводу. 3 1) (не) смотря на непогоду; 2) дом (не) кирпичный; 3) (не) согласен с вами; 4) поступил (не) по-товарищески; 5) далеко (не) интересное сообщение. 4 1) ничем (не) мотивированный поступок; 2) часы (не) золотые; 3) (не) приспособленный человек; 4) мне от этого (не) легче; 5) они люди (не) здешние. 5 1) (не) откуда взяться; 2) им (не) жаль меня; 3) (не) охота идти дальше; 4) (не) вполне серьезный человек; 5) (не) всегда так было. |
Сначала определим часть речи слова с не, потом найдём причину раздельного написания: • Есть или подразумевается противопоставление с союзом а (для всех частей речи). • Наличие рядом усилительных слов совсем, вовсе, отнюдь, далеко, ничуть или местоимения, наречия с ни (для сущ., прилаг. и наречий на -о); Для причастия своя причина: • наличие зависимого слова, кроме наречия меры и степени (очень, крайне и т.п.); • если причастие в краткой форме. Для прилагательных свои причины: • стоит в сравнительной степени; • является относительным или притяжательным (например, ложка не серебряная, записка не мамина), с прилагательными, обозначающими цвет. Со словами категории состояния: не рад, не должен, не нужен, не готов, не обязан, не согласен, не жаль. Искл.: неохота. Со всеми наречиями, оканчивающимися не на -о, напр., не так, не здесь, не вполне. Со всеми местоимениями (кроме отрицательных без предлогов — некого): не мой, не каждый, не сам, не у кого. С глаголами и деепричастиями, кроме слов с приставкой недо- (со значением нехватки чего-то). Отсутствие причины означает слитное написание НЕ. NB! НЕ пишется слитно (со всеми частями речи) и в том случае, если слово без НЕ не употребляется, например, невежа, нездоровится, ненавидящий. Несмотря на, невзирая на являются производными предлогами и пишутся слитно с не, если их можно заменить на вопреки, напр., несмотря на непогоду = вопреки непогоде. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)История бедного Самсона Вырина именно в отрочестве должна войти в сознание — и как мастерски выписанное повествование, и как моральный урок — вплоть до щемящего финала, где мальчик показывает приезжему “груду песку, в которую врыт был чёрный крест с медным образом”, и рассказывает, как приходила сюда барыня: “Она легла здесь и лежала долго”.
(2)Непревзойдённая пушкинская краткость.
(3)Говорят и пишут об этой небольшой повести вот уже около двух веков, и в каждое время проступают новые оттенки её смыслов. (4)Сегодня я лично выделила бы такие: вы имеете право устраивать жизнь как вам нравится, выбирать по вкусу друзей, возлюбленных, места для жизни и украшения. (5)Но чтобы быть полноценным человеком, должно помнить о тех, кто слабее, кто одинок, кому больно. (6)Нельзя не задумываться о той боли, которую можем причинить мы — молодые, сильные, идя вперёд и вверх; не задумываться над тем, не были ли мы глухи к страданиям того, кто рядом. (7)Для кого именно в нас заключается смысл и возможная (а может, из-за нас утерянная?) хотя бы скудная радость жизни.
(8)Повесть Пушкина дотягивается до наших дней прежде всего мыслью о родителях, да и о дедушках-бабушках. (9)0 тех, которых во все времена многие молодые плохо понимают и, главное, не стараются понять, привычно считая “стариков”, “предков” отставшими от современных запросов и скучными. (10)Первый поэт, знавший толк в земных удовольствиях, показывает нам (во всяком случае, тем, кто способен видеть что-то дальше своего носа), что выше всего — человечность и сострадание. (11)Что так называемый маленький человек (с этой повести и вошёл он в русскую литературу) не менее ценен в моральном смысле, чем большой — сильный, талантливый, богатый.
(12)Пушкин даёт нам понять: трудно примирить, согласовать интересы и устремления разных людей, в том числе разных по возрасту, образованию, по доходам и возможностям. (13)Но думать о том, как это сделать, стремиться к этому — необходимо. (14)Всегда, во все времена.
(15)И уж во всяком случае надо учиться с отроческих лет понимать другого человека, его чувства, как бы ни были мы погружены в собственные эмоции и заботы. (16)И как бы ни вбили себе в голову в один отнюдь не прекрасный день сомнительный афоризм, не раз мною слышанный: “Я никому ничего не должен!”
(17)Необходимость видеть вокруг себя кого-то ещё, необходимость и уменье сочувствовать — качество, без которого не обойтись в становлении личности. (18)Если только не решили обойтись без самого становления.
(М. Чудакова)
1. Выпишите из предложений 8-10 наречия, употреблённые в форме разных степеней сравнения. Назовите степень сравнения.
2. Найдите в предложениях 9-10 слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом.
3. Из предложения 17 выпишите два словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
4. Среди предложений 12-18 найдите случаи употребления парцелляции. Укажите номера предложений. С какой целью автор использует этот синтаксический приём?
5. В каких предложениях текста и с какой целью автор использует вставные конструкции?
Укажите номера предложений со вставными конструкциями.
6. В каких предложениях текста автор использует такой выразительный приём, как ирония? Укажите номера предложений.
7. Почему перед союзом КАК в предложении 4 нет запятой?
8. Объясните постановку тире в предложениях 1, 6, 13, 7.
9. Среди предложений 1-6 сначала найдите предложение с односоставной неопределённо-личной основой, а потом с односоставной безличной. Основы подчеркните. Напишите номера этих предложений.
10. Среди предложений 1-6 найдите сложное(-ые) предложение(-я) с однородными придаточными. Укажите его(их) номер(-а). Составьте схему (-ы).
11. Найдите среди предложений 7-15 сложное предложение с придаточной уступки. Напишите его номер.
12. Среди предложений 1-10 найдите сложные предложения, в которых одновременно есть и последовательное, и параллельное подчинение придаточных частей. Напишите их номера, составьте схемы.
13. Как вы поняли мысль автора, высказанную в предложении 11? Почему о повести Пушкина “Станционный смотритель” пишут, как говорит автор, “около двух веков”? Напишите об этом сочинение-размышление.