Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание суффиксов существительных и прилагательных - Урок 2
Лексическая разминка
- Объясните значения слов:
преамбула__________________________________
прерогатива ________________________________
принципиальность____________________________
презентабельный ____________________________
предвзятый_________________________________
превратный ________________________________
Грамматическая разминка
- Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Запишите правильный вариант.
1) жажда деятельности ___________________________
2) деловитое предложение_________________________
3) произвёл острое впечатление____________________
4) воинственное настроение_______________________
5) апеллировать на оценку_________________________
6) массовое количество туристов____________________
7) оказывать впечатление _________________________
8) испытывать нужду____________________________
Орфографический тренинг
Правописание суффиксов существительных и прилагательных |
Сопоставляем! |
В какой строке все слова пишутся сН? 1 1) племя..ик, гости..ица, бесприда..ица, имени..ик; 2) пута..ица, труже..ик, торфя..ик, варе..ик; 3) овся..ая, гума..ый, масля..ый (крем), исти..ый; 4) овчи..ый, звери..ый, стари..ый, подли..ый. 2 1) сви..ой, румя..ый, песча..ый, ю..ый; 2) недюжи..ый, оловя..ый, смышлё..ый, рья..ый; 3) земля..ые, деревя..ый, горта..ый, гуси..ый; 4) ветре..ый, ветря..ой (двигатель), безветре..ая (погода), прида..ое. 3 1) дикови..ый, багря..ый, листве..ый, зва..ый (обед); 2) невида..ый, станцио..ый, бестала..ый, шерстя..ой; 3) фаза..ий, пря..ый, гости..ый (двор), масле..ица; 4) свояче..ица, нефтя..ик, бессо..ица, гума..изм. |
Обязательно спросите себя: от какого исходного слова и с помощью какого суффикса образовано слово с неясным количеством Н. Н в прилагательных пишется: в суффиксах -ин-, -ан-, -ян- (искл.: стеклянный, оловянный, деревянный); в нескольких существительных где после корня на Н сразу идёт окончание (например, ). НН в прилагательных пишется: в суффиксах -онн-, -енн- (кроме ветреный); на стыке корня и суффикса или двух суффиксов ин-н. В существительных, образованных от прилагательных, пишется столько Н, сколько было в прилагательном, например: юный — юность. |
Текст
- Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В окончательном варианте романа князь Андрей не становится мягок и добр перед смертью. (2)Княжна Марья ждала этого: “она знала, что он скажет тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью...”. (3)Но всё было иначе, потому что в жизни ничего нельзя предвидеть и предсказать.
(4)Княжна Марья приехала к Ростовым в Ярославль по трудной объездной дороге, где могли встретиться французы, и привезла ребёнка — семилетнего Николушку. (5)Она удивляла спутников своей “твёрдостью духа и деятельностью”: они не знали, что в эти дни опасного переезда и тревоги за брата в ней проснулся нрав отца; старый князь недаром воспитывал дочь, она вовсе не так беззащитна и беспомощна, как ему думалось в одинокие его последние ночи.
(6)Но он никогда уже не узнает, что дочь его выросла сильной и деятельной женщиной. (7)Он не узнает и того, что Наташа, которую он так несправедливо обидел, эта Наташа будет для его дочери “её искренний товарищ по горю, и потому её друг”. (8)Когда княжна Марья услышала “лёгкие, стремительные, как будто весёлые шаги” Наташи, это резануло её по сердцу: княжна Марья со своей тяжёлой поступью не знает, что можно оставаться женственной и в горе.
(9)Но при первом взгляде на Наташу она, со своей чуткостью, сразу увидела “на взволнованном лице её... только одно выражение — выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней, ко всему тому, что было близко любимому человеку, выраженье жалости, страданья за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им”.
(10)В эти горестные и счастливые дни примирения с князем Андреем, когда надежда на его выздоровление сменялась ужасом и счастье возродившейся любви было отравлено страхом за его жизнь, — в эти дни в душе Наташи собрались воедино все силы, которые она накапливала всю жизнь. (11)Как на лице княжны Марьи при встрече с Николаем “в первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”, так все радости и горести Наташи, вся отчаянная жажда жизни, её способность забывать себя ради близкого человека — всё выступило наружу.
(Н. Долинина)
1. Среди предложений 3-8 найдите предложение, в котором есть экспрессивный повтор, являющийся и средством выразительности, и средством связи предложения с предыдущим. Напишите номер предложения.
2. В предложениях 9-11 найдите гиперболу. Напишите номер предложения, гиперболу подчеркните в тексте.
3. Определите, какими способами образовались следующие слова: ВОЕДИНО (предложение 10) __________________, НЕСПРАВЕДЛИВО (предложение 7) __________________, ВОЗРОДИВШЕЙСЯ (предложение 10) __________________, ПРИМИРЕНИЯ (предложение 10)? __________________
4. Напишите транскрипцию слова ОБЪЕЗДНОЙ (предложение 4).
5. Объясните правописание ПРЕ-, ПРИ- в словах БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ (предложение 9) и ПРИМИРЕНИЯ (предложение 10).
6. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕДАРОМ (предложение 5). Объясните слитное написание НЕ.
7. Из предложения 11 выпишите три словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
8. Среди предложений 1-9 найдите такие предложения, в которых есть односоставные грамматические основы. Выпишите номера этих предложений, основы подчеркните в тексте.
9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер, подчеркните в тексте обособленное приложение.
10. Объясните постановку тире в предложении 11.
11. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите его номер, составьте схему.
12. Сколько частей в предложении 8? Составьте его схему и дайте характеристику.
13. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Какие качества княжны Марьи и Наташи сопоставляет автор? Почему Наташа стала для княжны Марьи “другом”?