Правописание приставок

Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год

Правописание приставок

Лексическая разминка

- Что означают данные слова? Выберите правильный вариант ответа.

Кредо

1) точка зрения, мнение;

2) выдержанность, привычка к строгому порядку;

3) правило, принцип.

Аншлаг

1) реклама зрелищного мероприятия;

2) повышенный интерес к мероприятию;

3) объявление о том, что все билеты проданы.

Карт-бланш

1) карта местности;

2) чистый бланк, уже подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить этот бланк по своему усмотрению;

3) бланк анкеты.

Составьте с данными словами предложения.








Грамматическая разминка

- Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Внесите исправления и запишите.

1) глубокий отпечаток ____________________________

2) благодаря безнаказанности______________________

3) заработать высокие доходы______________________

4) стремление к деятельности ______________________

5) заплатить дорогую цену_________________________

6) оказать вред ______________­____________________

7) абонент на концерт______________­_______________

8) предостеречь от поспешных решений______________

Орфографический тренинг

Правописание приставок

Вспоминаем!

1

• Сколько букв С пишется в следующих словах?

Ре(с,сс)урсы, ра(с,сс)чётливый, по(с,сс)орить, пере(с,сс)каз, ра(с,сс)тройство, в ра(с,сс)рочку, ра(с,сс)читать, ра(с,сс)шитый, ра(с,сс)тегнуться, бе(с,сс)чётное, ра(с,сс)тупиться, ра(с,сс)редоточить, ра(с,сс)читывающий.

2

• Сколько букв 3 вы напишете в следующих словах?

Ра(з,зз)еваться (от слова зевать), ра(з,зз)иня, ра(з,зз)ява.

3

• Укажите строку, в которой во всех словах пишется буква С.

1) бе..хозный, чере..чур, ни..вергнуть, ..делать;

2) бе..принципный, не..держанный, во..кликнуть, бе..шумный;

3) бе..численный, бе..жалостный, ра..чистить, не..говорчивый;

4) ра..чёт, ра..тратиться, ра..читывающий.

4

• В какой строке пропущена одна и та же буква?

1) об..значение, пр..дедушка, пр..тотип;

2) раз..скать, без..дейный, пред..юльская (жара);

3) сверх..нтересный, дез..нформировать, с..мпровизировать;

4) вз..мать (налоги), под..тожить, из..мать (из оборота).

После приставок, оканчивающихся на согласные, И “превращается” в Ы.

Этого не происходит в следующих случаях:

1) после приставок меж-, сверх-;

2) после иноязычных приставок (дез-, пост-, контр- и др.);

3) в слове взимать.

В приставках на -з/-с пишите с, если далее идёт глухой согласный.

NB!

Фраза, в которой собраны все глухие согласные: “Стёпка, хочешь щец? — Фи!”

Текст

- Прочитайте текст и выполните задания.

Обед в честь Багратиона

(1)Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление.

(2)Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. (3)“Но через несколько времени... были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты”.

(4)Надо сказать, что среди этих причин, найденных московскими “тузами” из Английского клуба, некоторые были справедливы: действительно, войска плохо снабжались продовольствием; действительно, молод и неопытен был царь. (5)Но главной причиной поражения московские болтуны объявили “неспособность” Кутузова и, чтобы подчеркнуть нерасположение к нему, воздавали почести другим героям войны — в особенности Багратиону.

(6)Нет ничего дурного в том, что хлебосольный старый граф, вкладывая свои деньги, изо всех сил старается как можно лучше устроить обед в честь героя войны. (7)Невнятное раздражение возникает, когда читаешь, какие рассказы ходят о каждом из гостей. (8)“Тот спас знамя, тот убил пять французов, тот один заряжал пять пушек. (9)Говорили и про Берга, те, которые не знали его, что он, раненный в правую руку, взял шпагу в левую и пошёл вперёд.

(10)Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер...”

(11)Илья Андреевич Ростов, и младший сын его Петя, жадно слушающий рассказы о войне, и штатский Пьер, и старики из Английского клуба — все они, конечно, свято верят этим рассказам. (12)Но мы-то, знающие, как всё было на самом деле, — мы видим, что война отражается в московских разговорах, как в кривом зеркале: неверно, уродливо. (13)Героем выглядит Берг! (14)Как исказилось бы лицо князя Андрея, если бы он вошёл в заполненные гостями комнаты клуба, услышал этот “стон разговаривавших голосов”, увидел это движение мундиров, фраков и кафтанов, снующих, “как пчёлы на весеннем пролёте...”

(Н. Долинина)

1. Выпишите все словосочетания из предложения 2, укажите тип связи.



2. Из предложений 9-11 выпишите все причастия, укажите разряд и время.




3. Определите часть речи у слов: НЕОПЫТЕН (предложение 4) ________________, СРЕДИ (предложение 4) ________________, ПОБИТЫ (предложение 3) ________________, ВКЛАДЫВАЯ (предложение 6). ________________­______________­__________________

4. В предложениях 11-14 найдите слова, образованные бессуффиксным способом. Выпишите их.




5. Найдите сложные предложения, в одной из частей которых есть односоставная грамматическая основа. Подчеркните эти основы в тексте, укажите их вид. Выпишите номера предложений, в которых вы обнаружили односоставные основы.



6. Сколько частей в предложении 4? Составьте его схему, дайте характеристику.




7. Найдите среди предложений 4-10 сложное(-ые) предложение(-ия) с последовательным подчинением придаточных. Укажите их номера.


8. Объясните отсутствие запятой перед союзом КАК в предложении 6.



9. Как вы думаете, почему “война отражается в московских разговорах, как в кривом зеркале”? Какую проблему, поднятую Л.Н. Толстым в романе “Война и мир”, затрагивает Н. Долинина в данном тексте? Каково ваше отношение к этой проблеме? Напишите сочинение- размышление по предложенным вопросам.
















Для любых предложений по сайту: [email protected]