Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Не с прилагательными - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить правила правописания не с глаголами и существительными; познакомить с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными; развивать навыки самостоятельной работы; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: знание правил правописания не с глаголами, существительными, прилагательными; понимание связи морфологии и орфографии; умения применять изученные правила, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 354 - устный и письменный морфологический разбор прилагательных.)
Комментарии
Прилагательные из второго и третьего абзацев сказки-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”: милые, золотая, высоких, тёмные, светлые, крупные, золотые, частые, чистенький, моложе, коротенький, плотный, лобастый, широкий, упрямый, сильный.
- Актуализация знаний
Объяснительный диктант
Недоверие, не опоздаем, не любишь неправду, незабудка, негодовать, невежество; не друг, а неприятель; не тороплюсь.
- Самоопределение к деятельности
— Образуйте от существительных, которые вы только что записали, полные и краткие прилагательные там, где это возможно. (Недоверие — недоверчивый — недоверчив, неправда — неправдивый — неправдив, невежество — невежественный — невежествен, неприятель — неприятельский.)
— Как пишется не с этими прилагательными? Почему? (Как и в случае с существительными, не с прилагательными пишется слитно, если слово не употребляется без не (невежественный) или может быть заменено синонимом без не (недоверчивый — подозрительный, неправдивый — лживый, неприятельский — вражеский).)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с условиями слитного и раздельного написания не с прилагательными.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 25).
Чтение правила, образца рассуждения (с. 25, 26), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
— Какие новые сведения о правописании не с полными и краткими прилагательными вы узнали?
Заметим, что это правило касается только полных и кратких качественных прилагательных. С относительными и притяжательными прилагательными не пишется раздельно, является отрицательной частицей: не деревянный стул, не заячий след.
- Упр. 355 — комментированное письмо.
VII. Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
(Упр. 356 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 69 - самостоятельное выполнение с последующей взаимопроверкой.)
VIII. Подведение итогов урока
— В каких случаях не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно?
— Как пишется не с относительными и притяжательными прилагательными?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 62, упр. 357.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Связный рассказ о правописании не с прилагательными.
Упр. 357 — проверка по цепочке.
III. Актуализация знаний
— Запишите отрывок из стихотворения Н. Добронравова, объясните орфограммы в словах. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор прилагательных с не, морфологический разбор одного из прилагательных.
Оглянись, незнакомый прохожий, Мне твой взгляд неподкупный знаком...
Комментарии
Морфемный разбор прилагательных: незнакомый, неподкупный.
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
Упр. 358 - коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 359 — самостоятельное выполнение письменных заданий с последующей проверкой и обсуждением вопросов.
Упр. 360 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Занимательная лингвистика
Попробуем представить, что будет, если частица (приставка) не исчезнет. Вот как об этом написал один остроумный человек.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с лоумснием: Что за лепос положение? Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха. И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.
С. Бондаренко
— Попробуйте восстановить не в каждом из урезанных существительных и прилагательных.
Кстати, в древности некоторые из этих смешных слов существовали, были в ходу. Например, слово вежа. Об известном герое былин можно сказать: Добрыня Никитич был вежей, т. е. человеком образованным.
- Подведение итогов урока
— Что общего в правописании не с существительными и прилагательными?
Домашнее задание
Учебник: § 62, упр. 361 (подготовиться к диктанту).
Рабочая тетрадь: задание 70.