Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Относительные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие об относительных прилагательных; развивать умения рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качественные и относительные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Чтение предложений с качественными прилагательными.)
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, радостный, сильный, давний, сельский, яркий.
— Назовите качественные имена прилагательные. (Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)
— Чем похожи остальные прилагательные? (Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)
— На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характеризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.)
— Как называется эта группа прилагательных? (Относительные.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилагательных, научиться распознавать их, различать относительные и качественные прилагательные.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому. Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение. Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). 11апример, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста. 2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных
— Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)
— Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)
— Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)
— Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)
— Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)
— Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)
Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.
— Наконец, можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?
Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).
Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 18).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 343 — коллективное выполнение с комментированием
Упр. 344 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (вариант 1 записывает относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу и по месту, вариант 2 — по времени и по действию).
Упр. 345 — выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Основная мысль текста — важность сохранения и развития традиций народных мастеров.
- Словарная работа
(Обсуждение разницы в произношении и употреблении слов языковой (языковое явление) — языковый (языковая колбаса). Оба прилагательных относительные. Первое прилагательное относится к языку как речи, как средству общения, второе - к языку как органу в полости рта.)
— Запишите в орфографический словарик слово талант, подчеркните орфограмму.
— Составьте предложение с этим словом.
- Подведение итогов урока
— Что могут обозначать относительные прилагательные?
— Как отличить относительные прилагательные от качественных?
Домашнее задание
Учебник: § 59, упр. 346, 347 (подготовиться к изложению).