Относительные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Относительные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: дать понятие об относительных прилагательных; разви­вать умения рассуждать и делать выводы.

Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных и относительных прилагательных; умения различать качествен­ные и относительные прилагательные, объяснять языковые явле­ния; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Чтение предложений с качественными прилагательными.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Шерстяной, дружный, зимний, местный, активный, стальной, ра­достный, сильный, давний, сельский, яркий.

— Назовите качественные имена прилагательные. (Дружный, активный, радостный, сильный, яркий.)

— Чем похожи остальные прилагательные? (Они обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.)

— На какие группы их можно разделить? (Прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), прилагательные, которые характе­ризуют предмет по пространственному (местный, сельский) и временному (зимний, давний) признакам.)

— Как называется эта группа прилагательных? (Относительные.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями относительных прилага­тельных, научиться распознавать их, различать относитель­ные и качественные прилагательные.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражаю­щие отношение одного предмета к другому. Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортив­ная, домашняя в данном случае обозначают назначение. Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). 11апример, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значе­ние того или иного слова, исходя изданного контекста. 2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных

— Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

— Можно ли образовать от этих прилагательных степени срав­нения? Можно ли быть более майским или самым подвод­ным? (Нет.)

— Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, озна­чающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

— Могут ли эти прилагательные образовывать сложные при­лагательные путём повтора? (Нет.)

— Могут ли эти прилагательные образовывать новые с при­ставкой не-? (Нет.)

— Могут ли эти прилагательные образовывать прилагатель­ные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (При­лагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.

— Наконец, можно ли к относительным прилагательным по­добрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов отно­сительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), дере­вянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой фор­мы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, анто­нимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные ан­тонимы.

  1. Работа по учебнику

(Чтение теоретического материала (с. 18).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 343 — коллективное выполнение с комментированием

Упр. 344 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой (вариант 1 записывает относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу и по месту, вариант 2 — по времени и по действию).

Упр. 345 — выразительное чтение текста, обсуждение, само­стоятельное выполнение письменных заданий.

Комментарии

Основная мысль текста — важность сохранения и развития традиций народных мастеров.

  1. Словарная работа

(Обсуждение разницы в произношении и употреблении слов языковой (языковое явление) — языковый (языковая колбаса). Оба прилагательных относительные. Первое прилагательное относит­ся к языку как речи, как средству общения, второе - к языку как органу в полости рта.)

— Запишите в орфографический словарик слово талант, под­черкните орфограмму.

— Составьте предложение с этим словом.

  1. Подведение итогов урока

— Что могут обозначать относительные прилагательные?

— Как отличить относительные прилагательные от качественных?

Домашнее задание

Учебник: § 59, упр. 346, 347 (подготовиться к изложению).






Для любых предложений по сайту: [email protected]