Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: дать понятие о разрядах прилагательных по значению, о качественных прилагательных.
Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных прилагательных; умения распознавать качественные прилагательные, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Чтение и анализ творческих работ.)
- Самоопределение к деятельности
— Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных.
Свежий, хороший, высокий, железный, утиный.
— От каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? (От прилагательных железный и утиный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.)
— Прилагательные имеют важную морфологическую характеристику — разряды по значению. Как по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, хороший, высокий? (О качестве.)
— Как могут называться такие прилагательные? (Качественные.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Познакомиться с разрядами прилагательных по значению, с особенностями качественных прилагательных, научиться распознавать качественные прилагательные.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Чтение теоретического материала (с. 16), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
— На какие разряды по значению делятся прилагательные? (Качественные, относительные и притяжательные.)
— Какие прилагательные называются качественными?
— Каковы признаки качественных прилагательных? (Примерный ответ. Качественные прилагательные могут иметь краткую форму, образуют степени сравнения; могут сочетаться с наречиями, обозначающими качество (очень, слишком, довольно и т. д.), образуют сложные прилагательные путём повтора, могут образовывать прилагательные с приставкой не-.)
Кроме того, от качественных прилагательных образуются прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: беленький, слабенький, мягонький. К качественным прилагательным можно подобрать синонимы (мудрый — умный, большой — огромный) и антонимы (хороший — плохой, добрый — злой).
- Упр. 340 - выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “В сумерки”, “Наступление ночи”, “Вечернее небо”.
Качественные прилагательные: лучше всего (форма составной превосходной степени прилагательного хорошим), сырыми, туманная, тонкие, сизом, слабым, огромной, безмолвной, прохладным VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
(Упр. 341 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
VII. Подведение итогов урока
— Как узнать, качественное прилагательное или нет? Как построить рассуждение? Приведите примеры.
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 58, упр. 342 (подбор материалов к сочинению, составление плана, подготовка устного сочинения).