Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Описание природы - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: развивать умения распознавать текст-описание, определять основную мысль текста, членить его на части, создавать текст-описание.
Планируемые результаты: умения определять тему и основную мысль текста, создавать тексты-описания, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 325 — чтение примеров, объяснение орфограмм.)
III. Работа по теме урока
- Беседа
— Какой тип речи называется описанием? Что характерно для этого типа речи? (Описание — это изображение какого-либо предмета, лица, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.)
— Что включают в себя описания портрета, интерьера, пейзажа? (Примерный ответ. Описание портрета включает описание лица, улыбки, цвета волос, глаз, указание возраста, роста, осанки, походки. Описание помещения (интерьера) — размера помещения, оформления стен, особенностей мебели, окон, деталей и др. При описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо, море, погода, особенности местности и т. д.)
Общее для всех видов описания — одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своём сознании.
- Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 8).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 326 — выразительное чтение текста, обсуждение, словесное рисование, самостоятельное выполнение письменных заданий, морфологический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Краски январского леса”, “Зимнее великолепие”.
Текст можно разделить на три абзаца: первый — первые три предложения, второй начинается со слов “Над глубокими, свежими снегами...”, третий — со слов “Солнце ещё за лесом...”.
- Упр. 327 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
Комментарии
Основная мысль описания — одухотворение природы, удивление её способностью превращать обыденное, невзрачное в необыкновенное, красивое, чудесное.
Стиль текста — художественный.
- Упр. 328 — выразительное чтение текста, самостоятельное выполнение письменных заданий.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Сумерки в декабрьском лесу”, “Люди и звери в зимнем лесу”.
Второй абзац текста начинается словами “Мы поспешили домой...”.
Последние два предложения связаны с помощью местоимений: зайцы — им, наш — нам.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово физиономия, подчеркните орфограммы.
Выясните его значение по толковому словарю.
Составьте предложение с этим словом.
- V. Подведение итогов урока
— На что нужно обратить внимание при описании природы?
Домашнее задание
Учебник: упр. 329 (подготовиться к сочинению-описанию).
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- Работа по теме урока
- Устные сочинения-описания
(По упр. 329.)
- Написание сочинения
III. Подведение итогов урока
— Назовите особенности текста-описания.
Домашнее задание
Подготовить близкий к тексту пересказ описаний природы з произведений А.С. Пушкина “Дубровский”, И.С. Тургенева “Бежин луг”, М.М. Пришвина “Кладовая солнца” (по выбору).