Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Буква е в суффиксе -ен-существительных на -мя - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: закреплять правило написания буквы е в суффиксе -ен- разносклоняемых существительных; развивать творческие способности, орфографические навыки.
Планируемые результаты: умения правильно употреблять разносклоняемые существительные в устной и письменной речи, объяснять языковые явления; развитие мотивации к творческой деятельности.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Упр. 258 — подготовленный диктант.
Чтение и анализ творческих работ.
Вариант стихотворения
Тучи вымя набухло грозой. Катится красное колесо. Трудное время — тяжкое бремя. Как твоё имя, новое племя? Помни его, не забудь. В землю — семя, пипку на темя, ногу в стремя, поднять знамя! Сквозь пламя — в путь!
Н. Егорова
III. Самоопределение к деятельности
— Какие существительные называются разносклоняемыми?
— Как изменяются по падежам разносклоняемые существительные?
— В каких случаях к существительным на -мя прибавляется суффикс -ен- (-ён-), а в каких — -ян-?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
(Упражняться в склонении существительных на -мя, в написании буквы е в суффиксе -ен- разносклоняемых существительных.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение правила (с. 138).)
- Объяснительный диктант
1) Изобретение стремени в IV веке новой эры кочевниками полу быстрое распространение по всему миру. 2) В Бремене открылся ансамбль “Бременские музыканты”. 3) Компьютерная игра “Под знаменем короля-чародея” пользуется популярностью. 4) В пути не смолкает, вдаль увлекает; сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.) 5) Новость оглушила его как обухом по темени. 6) На вымени коровы обычно четыре соска. 7) Уголь жаром горит, без пламени.
Грамматическое задание: обозначить условия выбора орфограмм.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 260 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 259 - комментированное письмо, обсуждение вопроса.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 51 — самостоятельное выполнение.)
- Словарная работа
Прочитайте выражения, данные в рамке на с. 138.
Запишите их в словарик и запомните.
- Работа по учебнику
(Упр. 261 - чтение текста, подготовка к уроку развития речи, комментированное письмо.)
- Подведение итогов урока
— Какую орфограмму мы сегодня изучили?
— С какими речевыми ошибками в употреблении существительных на -мя вам приходилось сталкиваться?
Домашнее задание
Учебник: § 46, упр. 262, 263.