Фразеологизмы - ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014

Фразеологизмы - ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: расширять представление о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями, умение самостоятельно изучать материал.

Планируемые результаты: знание понятий фразеология, фра­зеологизмы; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, объяс­нять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

  1. I. Организационный момент
  2. II. Анализ диктанта и тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 20 из рабочей тетради — проверка кроссвордов.)

  1. Самоопределение к деятельности

Говоря о лексике, о словарном богатстве русского языка, мм оставляли в стороне одну интереснейшую тему. Речь идёт о фразеологии — разделе лингвистики, в котором изучаются словосочетания. Но разве словосочетания изучает не синтаксис?

В чём же особенность фразеологических словосочетании?

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать о предмете фразеологии, прояснить разницу между обычными и фразеологическими словосочетаниями, понять значение фразеологизмов в речи.)

  1. Работа по теме урока
  2. Слово учителя

Дело в том, что фразеология изучает словосочетания устойчивые, неделимые, цельные по значению, вошедшие в язык как отдельные лексические единицы.

Про человека ответственного мы говорим: “Он слов на ветер не бросает”. Подразумевается: он ответственный. А про человека легкомысленного скажем: “У него ветер в голове”. Подразумева­ется: он легкомысленный.

Фразеологизм нельзя расчленить, он является одним членом предложения, его составляющие неразложимы. Нельзя сказать: не бросает (что?) слов, не бросает (куда?) на ветер — фраза поте­ряет всякий смысл.

Но есть фразеологизмы, состоящие из слов, которые склады­ваются в обычное словосочетание. Различить их можно только по контексту. Сравните:

Он набрал в рот воды и прополоскал горло.

Он ничего никому не сказал, словно набрал в рот воды.

Понятно, что в первом случае мы имеем дело с обычным сло­восочетанием, во втором — с фразеологизмом.

  1. Работа по учебнику

(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоя­тельных наблюдений”, чтение теоретического материала и опре­делений (с. 81—83).)

  1. Закрепление изученного материала
  2. Работа по учебнику
  3. Упр. 143 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
  4. Упр. 144 — устное выполнение.

Комментарии

Во фрагменте текста И. Бунина, кроме взятого в кавычки фра­зеологизма кусок в горло не идёт, есть ещё один фразеологизм — врезалась.

  1. Упр. 145 — обсуждение вопросов и заданий, запись лучших предложений.
  2. Упр. 146 — устное выполнение.
  3. Упр. 147 — выразительное чтение басни, работа с толковыми словарями.

Комментарии

Фразеологизмы: подняли тревогу, дали отставку, и ухом не ве­дет, со светом распрощался, лапу сосёт, у моря погоды ждёт.

В толковых словарях фразеологизмы надо искать по ключевому слову, в данном случае: тревога, отставка, ухо, свет, лапа, море. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответствующей словарной статьи.

  1. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слово командиров­ка, подчеркните орфограммы.

Составьте предложение с этим словом.

VII. Подведение итогов урока

— Что изучает фразеология?

— Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 29, упр. 148.

Ход урока 2

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания

(Упр. 148 — проверка слов с орфограммами по цепочке.)

— Как вы озаглавили текст? (“Красная строка”.)

III. Работа по теме урока

  1. Слово учителя с элементами беседы

— Как опознать фразеологизмы? Как отличить их от обычных словосочетаний в потоке речи, в тексте?

(Обсуждение.)

Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необыч­ные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина гра­мота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений под­сказывает их единство, неразложимость. Нельзя, например, задать вопрос: передай (что?) привет, держи (что'!) слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме “Привет мартышке” (цикл “38 попугаев”), где удав передал мартышке через слонёнка привет Распознать фразеологизмы можно ещё и с помощью подбора синонимов и антонимов.

  1. Практическое задание

Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним си­нонимы и антонимы.

Фразеологизмы

Синонимы

Антонимы

кожа да кости

худой

полный, толстим

кот наплакал

мало

много

кровь с молоком

здоровый

болезненный

медвежий угол

глушь

людное, бойкое

кот наплакал

кровь с молоком

медвежий угол

  1. Закрепление изученного материала
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 26 — коллективное выполнение с комментированием.

Задание 27 — работа в группах с последующим коллектив­ным обсуждением.

Задание 28 — коллективное выполнение с комментированием.

Комментарии

Синонимы к фразеологизмам: упасть в грязь лицом, рука об руку, кот наплакал, изобрести велосипед, тёртый калач, спусти рукава.

  1. Тестовое задание

(См.: КИМы, тест 6 (задание А4).)

  1. Подведение итогов урока

— В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом в предложении?

— Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 29.

Рабочая тетрадь: задание 31.






Для любых предложений по сайту: [email protected]