Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Фразеологизмы - ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: расширять представление о фразеологизмах; показать их значение в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями, умение самостоятельно изучать материал.
Планируемые результаты: знание понятий фразеология, фразеологизмы; умения отличать фразеологизмы от словосочетаний, пользоваться толковыми словарями, работать в группах, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Анализ диктанта и тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 20 из рабочей тетради — проверка кроссвордов.)
- Самоопределение к деятельности
Говоря о лексике, о словарном богатстве русского языка, мм оставляли в стороне одну интереснейшую тему. Речь идёт о фразеологии — разделе лингвистики, в котором изучаются словосочетания. Но разве словосочетания изучает не синтаксис?
В чём же особенность фразеологических словосочетании?
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать о предмете фразеологии, прояснить разницу между обычными и фразеологическими словосочетаниями, понять значение фразеологизмов в речи.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Дело в том, что фразеология изучает словосочетания устойчивые, неделимые, цельные по значению, вошедшие в язык как отдельные лексические единицы.
Про человека ответственного мы говорим: “Он слов на ветер не бросает”. Подразумевается: он ответственный. А про человека легкомысленного скажем: “У него ветер в голове”. Подразумевается: он легкомысленный.
Фразеологизм нельзя расчленить, он является одним членом предложения, его составляющие неразложимы. Нельзя сказать: не бросает (что?) слов, не бросает (куда?) на ветер — фраза потеряет всякий смысл.
Но есть фразеологизмы, состоящие из слов, которые складываются в обычное словосочетание. Различить их можно только по контексту. Сравните:
Он набрал в рот воды и прополоскал горло.
Он ничего никому не сказал, словно набрал в рот воды.
Понятно, что в первом случае мы имеем дело с обычным словосочетанием, во втором — с фразеологизмом.
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений”, чтение теоретического материала и определений (с. 81—83).)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 143 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 144 — устное выполнение.
Комментарии
Во фрагменте текста И. Бунина, кроме взятого в кавычки фразеологизма кусок в горло не идёт, есть ещё один фразеологизм — врезалась.
- Упр. 145 — обсуждение вопросов и заданий, запись лучших предложений.
- Упр. 146 — устное выполнение.
- Упр. 147 — выразительное чтение басни, работа с толковыми словарями.
Комментарии
Фразеологизмы: подняли тревогу, дали отставку, и ухом не ведет, со светом распрощался, лапу сосёт, у моря погоды ждёт.
В толковых словарях фразеологизмы надо искать по ключевому слову, в данном случае: тревога, отставка, ухо, свет, лапа, море. Обычно фразеологизмы помещаются в конце соответствующей словарной статьи.
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слово командировка, подчеркните орфограммы.
Составьте предложение с этим словом.
VII. Подведение итогов урока
— Что изучает фразеология?
— Что такое фразеологизмы?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 29, упр. 148.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 148 — проверка слов с орфограммами по цепочке.)
— Как вы озаглавили текст? (“Красная строка”.)
III. Работа по теме урока
- Слово учителя с элементами беседы
— Как опознать фразеологизмы? Как отличить их от обычных словосочетаний в потоке речи, в тексте?
(Обсуждение.)
Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово и др. Смысл этих выражений подсказывает их единство, неразложимость. Нельзя, например, задать вопрос: передай (что?) привет, держи (что'!) слово. Первое из этих выражений обыграно в мультфильме “Привет мартышке” (цикл “38 попугаев”), где удав передал мартышке через слонёнка привет Распознать фразеологизмы можно ещё и с помощью подбора синонимов и антонимов.
- Практическое задание
Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимы и антонимы.
Фразеологизмы |
Синонимы |
Антонимы |
кожа да кости |
худой |
полный, толстим |
кот наплакал |
мало |
много |
кровь с молоком |
здоровый |
болезненный |
медвежий угол |
глушь |
людное, бойкое |
кот наплакал
кровь с молоком
медвежий угол
- Закрепление изученного материала
- Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 26 — коллективное выполнение с комментированием.
Задание 27 — работа в группах с последующим коллективным обсуждением.
Задание 28 — коллективное выполнение с комментированием.
Комментарии
Синонимы к фразеологизмам: упасть в грязь лицом, рука об руку, кот наплакал, изобрести велосипед, тёртый калач, спусти рукава.
- Тестовое задание
(См.: КИМы, тест 6 (задание А4).)
- Подведение итогов урока
— В чём особенность синтаксической роли фразеологизмом в предложении?
— Могут ли фразеологизмы иметь синонимы, антонимы?
Домашнее задание
Учебник: § 29.
Рабочая тетрадь: задание 31.