Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Официально-деловой стиль речи - ТЕКСТ
Цели: познакомить с особенностями официально-делового пиля речи; учить составлять тексты официально-делового стиля; закреплять умение определять стили речи.
Планируемые результаты: знание отличительных признаков официально-делового стиля; умения создавать тексты официально-делового стиля, определять стили речи.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 87 — сообщения об алгоритме поиска информации в Интернете, устные высказывания об Иване Фёдорове.)
- Самоопределение к деятельности
— С какими стилями речи вы знакомы? Коротко расскажите об их особенностях.
— Всем нам приходится иметь дело с различными документами, обращаться по разным вопросам в какие-либо организации. Как вы думаете, каким стилем речи вы при этом пользуетесь? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке. (Познакомиться с новым стилем речи, который используете” при деловом общении, узнать о его особенностях, научиться грамотно составлять тексты документов.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Чтение теоретического материала (с. 49).)
- Беседа
Вспомните ситуации, в которых вам приходилось сталкиваться с текстами официально-делового стиля. Что это были за документы?
Почему при составлении текстов официально-делового стиля важны точность, однозначность слов и выражений, строгая, формальная лексика, стандартные обороты?
Почему тексты официально-делового стиля неэмоциональны?
Почему в них не используются изобразительные средства языка?
- Практическое задание
— Замените слова официально-делового стиля нейтральными словами.
Преподнёс (подарил), направился (пошёл), заявил (сказал), проживает (живёт).
- Работа по учебнику
- Упр. 88 — устное выполнение.
- Упр. 89 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.
(Необходимо обратить внимание учеников на форматирование документа: где и как расположены его части; на то, что слово заявление пишется со строчной буквы, а после него ставится точка; заявление — завершающее слово шапки, а не заголовок.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 90 - чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение задания с последующей проверкой.
- Упр. 91 — обсуждение вопросов.
- Занимательная лингвистика
Знаете ли вы, что такое канцелярия? (Отдел учреждения, ведающий делопроизводством; деловые бумаги, документы.)
— Какой стиль речи используется в канцелярских делах?
— Как вы понимаете слово канцеляризм?
Материал для учителя
В текстах официально-делового стиля неизбежно употребление канцеляризмов — слов или оборотов речи, характерных для деловых бумаг, документов. Канцеляризмы уместны и даже необходимы в официально деловой речи: отношение, предписание, заявление, внедрение, усиление, оказать воздействие, обсудить вопрос, представить к рассмотрению.
Однако порой в живом разговорном языке можно услышать подобные слова, совершенно неуместные в непринуждённой речи. В книге “Жизнь, как жизнь” К. Чуковский метко назвал неумеренное, необоснованное употребление канцеляризмов, бюрократических штампов, нового слога канцеляритом. Чуковский считал канцелярит болезнью. Самое страшное, что, хотя заболевание в основном свойственно людям, занимающимся бумажной деятельностью, “канцелярский вирус” может поразить любого.
Вот один из примеров проявления “болезни” (по книге К. Чуковского):
“Молодой человек, проходя мимо сада, увидел у калитки пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился над ней и. к моему изумлению, сказал: “Ты по какому вопросу плачешь?”
Чуковский показывает, к чему может привести это тяжёлое заболевание, если бы им заразились все. Мы бы получили такие “пушкинские” строки:
Надо отметить, что в синем небе звёзды блещут, Необходимо сказать, что в синем море волны хлещут, Следует особо остановиться на том, что туча по небу идёт, Приходится указать, что бочка по морю плывёт. В этой же книге цитируется гротеск писателей Ильфа и Петрова: “Задание, например, следующее:
— Подметайте улицы.
Вместо того чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий парень поднимает вокруг него бешеную суету. Он выбрасывает лозунг:
— Пора начать борьбу за подметание улиц.
Борьба ведётся, но улицы не подметаются. Следующий лозунг уводит дело ещё дальше:
— Включимся в кампанию по организации борьбы за подметание улиц. Время идёт, крепкий парень не дремлет, и на неподметённых улицах вывешиваются новые заповеди:
— Все на выполнение плана по организации кампании борьбы ш подметание.
И наконец, на последнем этапе первоначальная задача совершенно уже исчезает и остаётся одно только запальчивое, визгливое лопотанье:
— Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана организации кампании борьбы”.
VII. Подведение итогов урока
— Назовите основные черты официально-делового стиля. (Официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, неэмоциональность, безличность, широкое использование официально-деловой лексики.)
— В каких сферах жизни, в каких ситуациях используется официально-деловой стиль?
— А что бывает, если официально-деловой стиль речи используется не по назначению?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 19.
Рабочая тетрадь: задание 15.