Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Начальные и конечные предложения текста - ТЕКСТ
Цели: показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начина! и заканчивать созданные тексты.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Упр. 68 — чтение и анализ творческих работ.
Задание 12 из рабочей тетради - обсуждение заглавия и основной мысли текста.
III. Самоопределение к деятельности
— Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами. (Ответы детей.)
(Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко возникают вопросы: как начать и как закончить сочинение?)
Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)
- Работа по теме урока
- Беседа
Начальные и конечные предложения играют важную роль и композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст. Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением. Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы. Первые дают толчок к развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.
— Попробуйте определить, какое из предложений, записанных на доске, начальное, а какое — конечное.
И стали они жить-поживать и добра наживать. Жили-были старик со старухой.
— Почему мы без труда ответили на вопрос? (Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)
С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.
- Работа по учебнику
- Обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 39).
- Упр. 69 — выразительное чтение текста, обсуждение.
Комментарии
Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному н конечному предложениям. Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее - подвело мин, помогло понять основную мысль: традиция школьного обучения.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.
- Упр. 71 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Упр. 72 - творческая работа (устно).
- Подведение итогов урока
— Какую роль в тексте играют начальные и конечные предложения?
— Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?
Домашнее задание
Учебник: § 15, упр. 73.