Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Повторение изученного в 5 классе - Урок 3 - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: повторить ранее изученный материал по теме “Глагол”; закреплять знания об основных грамматических признаках глагола, его роли в предложении, в речи.
Планируемые результаты: знание морфологических признаков глагола (вид, время, лицо, число); умения определять спряжение, синтаксическую роль глаголов, объяснять языковые явления.
Ход урока 1
- Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 99 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
- Самоопределение к деятельности
— Найдите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.
Танцую, мечтать, полёт, придумать. (Полёт — это имя существа тельное, остальные слова — глаголы.)
Беговая, поставим, рассказывает, радоваться. (Беговая — это ими прилагательное, остальные слова — глаголы.)
— По каким признакам вы отличили глаголы от прилагательного и существительного?
— Какую большую тему мы начинаем изучать? (Глагол.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить всё, что нам известно о глаголе, и углубить свои знания.)
- V. Работа по теме урока
- Беседа
— Что такое глагол?
— Что такое неопределённая форма глагола?
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Какие виды имеет глагол? Как можно их определить?
— Расскажите о спряжениях глагола. Приведите примеры.
— В какой форме глаголы изменяются по родам?
— Какие формы времени имеют глаголы?
— Какова синтаксическая роль глагола?
- Практическое задание
— Определите, из какого произведения взят фрагмент. Выпишите глаголы, определите их грамматические признаки (вид, спряжение, число, время, лицо, род).
(Текст записан на доске.)
— “Здравствуй, Ассоль! - скажет он.
— Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали”. (А. Грин)
Комментарии
Скажет — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.
Увидел — сов. вид, II спр., ед. ч., прош. вр., м. р.
Приехал —сов. вид, I спр., ед. ч., прош. вр., м. р.
Увезти — сов. вид, I спр., н. ф.
Будет — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.
Пожелаешь — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 2-е л.
Жить — несов. вид, I спр., н. ф.
Станем — сов. вид, I спр., мн. ч., буд. вр., 1 -е л.
Не узнает — сов. вид, I спр., ед. ч., буд. вр., 3-е л.
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 507 — выразительное чтение стихотворения, комментированное письмо, выполнение заданий.
Упр. 508 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
Упр. 509 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение, выполнение письменных заданий.
Комментарии
Варианты заглавия стихотворения: “Дерево посадим...”.
Глаголы будущего времени: посадим, вырастет, зашуршит, загорится, будут вить, будут светиться, будут шелестеть, проснутся.
VII. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают глаголы?
— Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
— Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: §88, упр. 510.
Ход урока 2
- I. Организационный момент
- II. Самоопределение к деятельности
— Какую тему вы повторили при выполнении домашнего задания? (Правописание безударных личных окончаний глаголов.)
(Устные сообщения учащихся.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Закрепить навыки правописания безударных личных окончаний глаголов.)
III. Работа по теме урока
- Слово учителя
Вспомним стихотворение, с помощью которого легко запомнить 11 глаголов-исключений, относящихся ко II спряжению (если личные окончания глаголов безударные).
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вспомним также:
суффикс -ся (-сь) и приставки не влияют на спряжение глаголов: наломать и ломаться спрягаются, как ломать, догнать и гнаться — как гнать и т. д.;
спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.
- Работа по учебнику
(Упр. 511 — письменное выполнение: вариант 1 — увидеть, просить; вариант 2 — вырастить, вырастать; вариант 3 – вырасти, услышать. Глаголы-паронимы (вырастить, вырасти, вырастать) следует проспрягать на доске, определить их вид, спряжен п. и значение, сравнить получившиеся формы, отметить формы омофоны (вырастим — вырастем, вырастишь - вырастешь и т. д.)
Различаются у глаголов II спряжения вырастить и I спряжения вырасти и по звучанию, и по написанию только формы 1 -го лица единственного числа (выращу — вырасту) и 3-го лица множественного числа (вырастят — вырастут).)
При написании форм глаголов необходимо учитывать их значение, правильно определять начальную форму и спряжение.
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 512 — выразительное чтение стихотворения, коллективное выполнение заданий.
Упр. 513 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Словарная работа
(Самостоятельные наблюдения, чтение правильных форм глаголов (с. 103, вверху), составление словосочетаний с ними.)
- Подведение итогов урока
— Что такое спряжение глаголов?
— На каком основании глаголы относятся к I или II спряжению?
— Почему важно правильно определять спряжение глаголов?
Домашнее задание
Учебник: § 88, упр. 514.
Ход урока 3
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
(Упр. 514 - обсуждение вопросов и заданий, морфемный разбop на доске.)
III. Актуализация знаний
(Запись под диктовку. Проверка по образцу на доске.)
И стали три пальмы на Бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы...”
М. Лермонтов
— Подчеркните глаголы, укажите их значение и грамматические признаки. Проспрягайте глагол роптать. Отметьте глаголы с чередованием гласных и согласных в корне.
- Работа по теме урока
- Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик видовые пары глаголов, данные в рамке на с. 103, подчеркните орфограммы.
Объясните разницу в их значении.
Составьте предложения с этими глаголами.
- Работа по учебнику
Упр. 515 - коллективное выполнение с комментированием.
Упр. 516 — выразительное чтение текста, обсуждение, выполнение письменных заданий, морфологический разбор на доске.
Комментарии
Варианты заглавия текста: “Новость”, “Несходство настроений”, “Нетерпеливый и хладнокровный”.
- Занимательная лингвистика
— Послушайте загадку. Назовите отгадку.
Стоит Антошка на одной ножке, кто ни пройдёт — всяк поклонится. (Гриб.)
— Какое языковое явление лежит в основе этой загадки? (Явление многозначности, сходство признаков: слово ножка многозначное.)
— Сделайте синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений и глаголов.
- Подведение итогов урока
— Какие способы образования глаголов вы знаете?
— Что такое видовые пары глаголов?
Домашнее задание
Учебник: § 88, упр. 517 (подготовиться к сочинению).