Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Собирательные числительные - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать особенности употребления и склонения собирательных числительных; развивать навыки монологической речи; учить предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки.
Планируемые результаты: умения правильно употреблять и склонять собирательные числительные, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.
Ход урока
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Упр. 419 - чтение и обсуждение юмористических рассказов.
Упр. 420 - подготовленный диктант.
III. Актуализация знаний
— Просклоняйте дробные числительные: вариант 1 — 3/4, 6,74; вариант 2 - 2/3, 8,96.
(Проверка.)
- Самоопределение к деятельности
— Прочитайте стихотворение.
В одно окно смотрели двое: Один увидел дождь и грязь, Другой — листвы зелёной вязь, Весну и небо голубое! В одно окно смотрели двое...
(Точное авторство стихотворения не установлено; по одним источникам, автор - Расул Гамзатов, подругам - Николай Коз лов, по третьим — кто-то из древних арабских поэтов.)
— О чём это стихотворение?
— Какова его основная мысль?
— Почему двое увидели разное?
— Автор показал, как по-разному могут воспринимать мир люди, что мы можем судить о них по отношению к миру.
— Кстати, что такое двое? В чём особенность этого слова? (Это собирательное числительное, т. е. такое, которое обозначает нескольких как одно целое.)
— Составьте словосочетание с этим словом. Попробуйте его просклонять.
— А можно ли сказать двое подруг? Почему? (Ответы детей.)
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения и употребления собирательных числительных.)
- Работа по теме урока
- Слово учителя
Собирательные числительные сочетаются не с каждым словом, их сочетаемость ограниченна. Они сочетаются:
- с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, семеро козлят;
- с существительными, которые употребляются только во множественном числе: двое очков, трое суток;
- с существительными, обозначающими парные предметы: двое ботинок (две пары ботинок), двое коньков (две пары коньков);
- с личными местоимениями: их было четверо, нас оставалось только трое.
С существительными мужского рода допустимо употребление и собирательного числительного, и числительного, обозначающего целое число: трое друзей — три друга.
Особо надо сказать о собирательном существительном оба (обе), с основой в мужском и среднем роде обо-, а в женском — обе-: у обоих спортсменов, в обоих окнах, но: с обеими девушками.
- Работа по учебнику
- Чтение теоретического материала, обсуждение вопроса рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 56—58).
- Упр. 421 — устное выполнение.
- V Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
- Упр. 422 - комментированное письмо.
- Упр. 423 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения2. Занимательная лингвистика
— Вспомните пословицы, поговорки с собирательными числительными, литературные произведения, фильмы, в названиях которых они встречаются. (Один с сошкой — семеро с ложкой. Рука руку моет — обе белы живут. “Семерых одним махом”. “Трое в лодке, не считая собаки”, “Семеро смелых”, “Волк и семеро козлят”, “Пятеро из одного стручка”.)
VII. Подведение итогов урока
— С какими существительными сочетаются собирательные числительные?
— Что общего в склонении собирательных числительных и прилагательных во множественном числе?
Домашнее задание
Учебник: § 74, упр. 424, 425, 426 (подготовиться к диктанту).