Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Числительные, обозначающие целые числа - ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; развивать умение правильно склонять числительные, обозначающие целые числа; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.
Планируемые результаты: умения правильно склонять числительные, обозначающие целые числа, предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.
Ход урока 1
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Задание 85 из рабочей тетради - взаимопроверка.
- Задание 86 из рабочей тетради — чтение примеров количественных числительных.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
— Издание в 5 томах, мечтать о 1001 розе, рассказывать 37 ученикам, пригласить 76 гостей, побывать в 16 городах.
— Какие затруднения вы испытывали при чтении словосочетаний? Почему?
— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с особенностями склонения числительных, обозначающих целые числа.)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 411 - комментированное письмо на доске и в тетрадях, формулирование вывода.
— Чтение правила, теоретического материала (с. 52—55), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
— Какие окончания имеют количественные числительные от 5 до 30 в родительном, дательном и предложном падежах?
— В чём особенность склонения числительных 40, 90, 100?
— Как склоняются сложные числительные от 50 до 80 и от 200 до 900?
— Как склоняются составные количественные числительные, обозначающие целое число? (При склонении составных количественных числительных, обозначающих целое число, изменяется каждое слово.)
— В чём особенность склонения числительных полтора и полтораста?
- Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
- Упр. 412 — коллективное выполнение с комментированием.
Дополнительный вопрос
— С помощью каких синтаксических синонимов выражены в упражнении арифметические действия: сложение и вычитание? (Сложение: к 11 прибавить 7, с 9 сложить 10; вычитание: от 18отнять 12, из 18 вычесть 6. 2. Упр. 413 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
- Подведение итогов урока
— Что общего в склонении простых количественных числительных от 5 до 30 и существительных 3-го склонения?
— Как изменяются имена числительные, обозначающие целые числа?
Домашнее задание
Учебник: § 72, упр. 414, 415.
Ход урока 2
- Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
Связный рассказ об изменении числительных, обозначающих целые числа.
Упр. 414, 415 - чтение по цепочке, устранение возможных речевых ошибок.
III. Работа по теме урока
- Предупредительный диктант
(На доске записаны числа: 489, 1758. Числительные учащиеся записывают словами.)
489 (четыреста восемьдесят девять) пассажиров. Поднялся в воздух самолёт с 489 (четырьмястами восьмьюдесятью (восемьюдесятью) девятью) пассажирами на борту.
1758 (тысяча семьсот пятьдесят восемь) экземпляров. Дедушкина библиотека с 1758 (тысячью семьюстами пятьюдесятью восьмью (восемью)) экземплярами книг притягивала нас. Комментарии
Чтобы не запутаться в формах числительных, выполним простое арифметическое действие: 1758 = 1000 + 700 + 50 + 8, а затем просклоняем каждое слагаемое и запишем их в ряд.
Обе формы числительных 80 и 8 правильны, это орфографические варианты.
Слово тысяча имеет особое положение на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа (тысячью), поэтому часто уподобляется в речи существительным. Как существительное тысяча имеет первоначальное значение “ополчение в Древней Руси”; это значение постепенно расширилось - огромное количество, множество кого-или чего-либо. В этом значении тысяча склоняется как существительное (тысячей).
В последнее время формы творительного падежа тысячью и тысячей считаются равноправными.
Числительные миллион и миллиард склоняются как существительные 2-го склонения.
- Работа по учебнику
- Упр. 416 — коллективное выполнение на доске и в тетрадях.
- Упр. 417 - устное склонение числительных, обсуждение вопроса, составление и запись предложений.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 90 (1,4) — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.)
- Словарная работа
Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 54, подчеркните орфограммы.
Составьте словосочетания с этими словами.
- Подведение итогов урока
— Для чего нужно записывать числительные не цифрами, а словами? (Это необходимо во многих случаях, когда мы имеем дело с документами, требующими точности, однозначности, надёжности. Это, прежде всего, денежные и юридические документы.)
Домашнее задание
Учебник: § 72.
Рабочая тетрадь: задание 90 (3).