Поурочные разработки по русскому языку 6 класс к УМК М.Т. Баранова - 2014
Словосочетание - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 классе
Цель: закреплять умения правильно выделять и строить словосочетания, отличать словосочетания от слов и предложений.
Планируемые результаты: умения выделять словосочетание в предложении, разбираться в структуре словосочетания, устанавливать связь между словами в словосочетании, объяснять языковые явления; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Анализ тестовой работы
III. Проверка домашнего задания
(Задание 10 из рабочей тетради — взаимопроверка.)
- Самоопределение к деятельности
Составьте и запишите пять словосочетаний со словом урок. При необходимости можно менять окончание слова и использовать предлоги.
Обозначьте главное слово в каждом словосочетании крестиком. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
— Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о словосочетании, упражняться в выделении и составлении словосочетаний, установлении связи слов в словосочетаниях.)
- Работа по теме урока
- Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики “Материалы для самостоятельных наблюдений” (с. 24).)
Дополнительные вопросы
— Как зависимое слово связывается с главным? (По смыслу и грамматически.)
— Как установить смысловую связь слов в словосочетании? (Поставить вопрос от главного слова к зависимому.)
— Как грамматически выражается связь слов в словосочетании? (С помощью окончания или с помощью окончания и предлога. В словосочетаниях с наречиями — неизменяемыми словами — грамматически связь не выражается, связь только смысловая.)
— Является ли словосочетанием грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа — это сочетание главных членов предложения, а не словосочетание. То же относится к однородный членам, сочетаниям предлогов с существительными и местоимениями.)
— Какие словосочетания называются именными, а какие — глагольными?
- Практическое задание
— Составьте из слов словосочетания и запишите их. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
День, рождение; белый, Ол..мп..ада; ро(с, сс)ийский, спортсмены: прыгать, пар..ш..т.; пр..гра(м, мм)а, передача; встретит..ся, четвер..; пов..рнуть, (на)лев..; ..делать (за)ново. (День рождения; Белая олимпиада; российские спортсмены; прыгать с парашютом; программа передач; встретиться в четверг; повернуть налево; сделать заново.)
— Найдите словосочетание, в котором слово употреблено в переносном значении. (Белая Олимпиада.)
- Закрепление изученного материала
- Работа по учебнику
Упр. 39, 40 - устное выполнение.
Упр. 41 - письменное выполнение на доске и в тетрадях.
Упр. 42 — самостоятельное выполнение.
- Выполнение задания в рабочей тетради
(Дополнительное задание (с. 8) - самостоятельное выполнение.)
VII. Подведение итогов урока
— Что называется словосочетанием?
— Как строится словосочетание?
— Как определить главное слово в словосочетании?
Домашнее задание
Выполнить работу над ошибками.
Учебник: § 8, упр. 43.