Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Что такое этимология - Урок 2 - МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
— Что такое этимология?
— Какие этимологические словари вам известны?
— Что вы узнали о происхождении заинтересовавших нас слов?
II. Наблюдение за языковым материалом.
— Запишите стихотворение.
За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озёрной серой глади,
А дерево на солнце, как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.
(Н. Флеров)
— Подчеркните слова с общим началом “ряб”. Что их объединяет? (Этимологический корень -ряб.)
— Какие ещё слова с этимологическим корнем -ряб- вам известны? (Рябой человек, курочка Ряба.) Являются ли эти слова однокоренными с позиции современного языка? (Нет.)
— Сгруппируйте однокоренные слова из стихотворения, выполните их морфемный разбор. (Рябинники, рябинке, рябин; рябь, рябит.)
III. Обращение к теоретическому материалу II § 25 на с. 161.
IV. Закрепление.
Упр. 202 (выполняется с помощью этимологического словаря).
V. Обращение к рубрике “Знаете ли вы, что...” на с. 162.
VI. Подведение итогов урока и рефлексия.
VII. Домашнее задание. Составить план к теоретическому материалу § 25; выполнить словарный диктант на с. 163, произвести морфемный и словообразовательный разбор 5 слов из диктанта на выбор.